Никита Голдин. «Коми-активист». Релокант-подстрекатель
В начале ноября 2023 г. антироссийские ТГ-каналы объявили сбор средств на поддержку эмигранта Никиты Голдина — 18-летнего студента, бежавшего из страны из-за «давления силовиков из ФСБ». Деньги ему необходимы якобы на адвоката, а также на обустройство на новом месте жительства.
«Давление» на Голдина выражалось в том, что сотрудники ФСБ дважды провели с ним беседы по поводу его контактов с двумя персонажами. Один из них — студент речного училища из Петрозаводска Андрей Васюренко, задержанный в марте 2023 г. по подозрению в «подстрекательстве к госизмене» (он призывал переходить на сторону ВСУ и воевать против России). Второй — житель Перми Максим Арамилев, арестованный в июне 2023 г. по обвинению в приготовлении к теракту (собирался поджечь военкомат).
Первая беседа с Голдиным состоялась 11 сентября, вторая — 27 сентября 2023 г. По его словам, впрочем, ничем не подтвержденным, его процессуальный статус — свидетель. Никита также сообщает, что проводившие опрос сотрудники обещали связаться с ним 17 октября 2023 г., однако на контакт не вышли.
Но далее в рассказах Никитина начинает фигурировать некий таинственный «адвокат». Честно говоря, сам факт появления «защитника» у 18-летнего юноши, которому не предъявлялось подозрение и которого просто опрашивали, весьма показателен.
Собственно, этот «адвокат» и мотивировал его к бегству из страны, объявив, что ФСБ собирается изменить его статус со «свидетеля» на «подозреваемого». Совершенно непонятно, откуда у него могли быть такие сведения. Не на него ли, кстати, собирает Голдин деньги? И главное, зачем? Ведь он не собирается возвращаться в Россию, «пока у власти Путин»?
А кто такой вообще Никита Голдин? Несмотря на его характерную фамилию (Голдин — иудейская матронимическая фамилия, произошла от имени матери Голда. На идише gold — «золото»), Никита позиционирует себя, как этнического коми, а антироссийские ресурсы именуют его «коми-активистом».
Никита плохо учился в школе, был классическим троечником и, поскольку по ЕГЭ не набрал даже минимального количества баллов для поступления даже в самый малопрестижный ВУЗ, решил получать среднее профессиональное образование по специальности «Судовождение» в колледже на базе филиала Северного (Арктического) федерального университета.
Но при этом малообразованный и не преуспевающий в учебе и науках юноша ухитряется вести ТГ-канал «Чудь», посвященный этнографии финно-угорских народов, на достаточно высоком профессиональном уровне. Сам этот ресурс построен довольно хитро: внешне он освещает вопросы культуры и фольклора, а исподволь продвигает идеи сепаратизма и того, что «самобытным культурам» угрожает доминирование русской культуры и языка. В реальности Голдин — подставной автор и админ, а посты для канала пишут другие.
Необходимо учитывать, что коллективный Запад, прежде всего, НАТО, уже начали «борьбу за Арктику», цель которой — вытеснение России из региона и установление своего контроля над Северным морским путем. В этой гибридной войне противники РФ стараются разыграть и карту сепаратизма северных народов. Но поскольку никаких реальных предпосылок для сепаратизма нет, его придумывают, создают иллюзию его существования с помощью подставных «представителей нацменьшинств». На эту работу заточены фонды и НКО, аффилированные с западными спецслужбами, выделяются гранты для «активистов» и организаторов их работ.
Сам Голдин заявил, что «борьбой за права северных народов» начал заниматься в 16 лет.
«Я ходил с баллончиком и рисовал на фасадах флаг Коми (имеется в ввиду не официальный флаг автономии, а флаг «скандинавского типа» инспирированного западными спецслужбами «сепаратистского движения»). В августе прошлого года я задумался, что надо как-то противостоять войне в Украине, потому что в ней гибнет много представителей коренных народов. В тот момент меня заинтересовало «Карельское национальное движение», где велась дискуссия о будущем этого региона. В том числе звучали идеи об отделении от России. Через месяца два я познакомился с представителем движения, который предложил помогать, и я начал писать посты, заниматься журналистикой на базовом уровне», - рассказал он в интервью уже после бегства из России.
Упомянутый Андрей Васюренко, обвиняемый в подстрекательстве к госизмене, состоял в «Карельском национальном движении» (там они с Голдиным и познакомились) — неонацистской организации. Это, кстати, признает и сам Никита: «Там были ультраправые, что мне с самого начала не понравилось — ультраправых я недолюбливаю. Но среди движения были представители разных взглядов: и ультраправые, и такие, как я, — правые либертарианцы. Были и те, у кого не было четкой идеологии, только общая цель [отделение от России]».
Что же касается контактов с Максимом Арамилевым, готовящим теракт, то Голдин в том же интервью сообщил, что, узнав о намерении собеседника, стал отправлять ему видеоролики с Украины, где боевики на Майдане во время переворота 2014 г. готовят «Молотов-коктейль» и поджигают им БТР правоохранителей. Голдин «помог», чем смог, в его преступном намерении.
Также Голдин рассказал, что после начала Специальной военной операции стал рисовать антироссийские граффити, правда, из осторожности предпочитая делать это в «заброшенках». Он вообще достаточно осторожный человек: даже на тех его селфи, что есть в Сети, он прикрывает большую часть своего лица смартфоном.
Антироссийские ресурсы утверждают, что поводом для неотложных следственных действий в отношении Никиты Голдина стал его интерес к коренным народам севера России. Однако в реальности он этой темой владеет довольно слабо.
Когда ему задали вопрос о его претензиях к российским властям, он ответил: «У меня стойкое ощущение обиды и злости на российский режим из-за ситуации с коренными народами». Но сформулировать, что именно ему не нравится в этой ситуации, он толком не смог, кроме «нас (Голдин причисляет себя к коми) стали чаще забирать на войну и мобилизовывать. Насколько я знаю, самая «популярная» уголовная статья среди представителей Коми — за дискредитацию российской армии». В реальности ни один коми не привлечен к ответственности по этой статье.
Голдину невдомек, что существуют федеральные и местные программы по поддержке и развитию культур коренных народов, что для представителей северных этносов существует ряд льгот.
Он признает, что молодежь не пользуется языком коми и не хочет его учить, поскольку считает его «лишним». Но, по мнению Никиты, ситуация изменилась бы, если бы учить его заставили, сделав обязательным и «государственным», «как на Украине».
Кстати, коми его интерес не ограничивался. Видимо, «активистов», готовых работать по заданию Запада против своей страны, не так много, и Голдина планировалось использовать на других направлениях.
«Я связался с человеком, который администрировал канал про Архангельскую область — оппозиционное СМИ «Помо́рьска Слобо́да» («Поморская Свобода»). Мы писали про историю Архангельской области, про политические события, нацдвижения в области, восстанавливали поморский язык. Мы также выступали против войны в Украине. Сейчас проект пока заморожен, потому что нет возможности и людей в России, которые бы ездили по деревням, собирали слова и вычленяли морфемы. До задержания (до беседы с сотрудниками ФСБ) этим собирался заняться я», - сообщил Никита. Хорошо известно, что «реконструкция языка», а точнее его выдумывание, является важным элементом для формирования базиса сепаратистского движения.
Примечательно, что для работы в этнографической экспедиции с филологическим уклоном предполагалось использовать человека, с трудом сдавшего ЕГЭ и не сумевшего поступить ни в какой ВУЗ. Из этого можно сделать вывод, что речь идет лишь об имитации полевых исследований, которые должны «обосновать» уже придуманное наречие.
Кстати, о филологии Голдина, его «пацифизме» и интересах исключительно в сфере культуры. «Мое любимое выражение: «Ми венам. Вӧрӧ йӧртӧм войтыр бергӧдчӧ сэтысь партизанӧн» («Мы победим. Народ, загнанный в лес, возвращается оттуда партизанами»)», - сообщил он в одном из интервью.
В конце октября 2023 г. Голдин покинул пределы России. Поскольку никаких мер пресечения в его отношении избрано не было, он вовсе не бежал, как уверяет сейчас, а совершенно спокойно пересек границу.
Каковы были причины его эксфильтрации? Наверное, сам факт интереса к нему со стороны правоохранительных органов настолько напугал Голдина, что какой-то дальнейшей подрывной работы на территории России от него ждать не приходилось (после первой же беседы с сотрудниками ФСБ он «заморозил» свой канал), и его решили переместить в «безопасное место», тем более что в сепаратистских сборищах, организованных западными спецслужбами, представлены далеко не все народы, населяющие нашу страну.
Так что «коми» Голдин может быть к месту. Тем более, что он вполне готов представлять кого угодно. Например, поморов.