Надежда Толоконникова. Богохульница. Ведьма. Бес из матки прыгнул в мозг
В арсеналах иностранных разведок есть разные типажи. Есть и такой: молодая, симпатичная девочка, ее можно хотеть (не всем же оппозиционерам быть как Новодворская), можно жалеть, когда она, сидя в зале суда, делает губки бантиком. В свое время писатель Григорий Климов набор методов, свойственный некоторым современным дивам протеста, называл не иначе, как ведьмовством. Вот о них и поговорим.
Надежда Толоконникова родилась в Норильске 7 ноября 1989 г. В значительной степени влияние на вкусы и поведение дочери оказал отец. Именно он в возрасте 12-ти лет дал дочери прочесть книгу Владимира Сорокина «Норма».
После окончания школы Толоконникова прибыла в Москву и поступила на философский факультет МГУ. В целом она сразу имела готовые намерения: «Вообще, я в Москву приехала как раз для того, чтобы заниматься акционизмом, ну или концептуальным искусством. Когда ты читаешь товарища типа Сорокина, ты понимаешь, что литература и искусство могут быть опасными, подрывными. <...> Сорокин для меня был ключом ко всей современной культуре. <...> Я не была хорошей девочкой, которая приехала и поступила, это всегда было во мне, но для меня акционизм никогда не был чем-то плохим. Это было естественное продолжение девочки-отличницы».
Сказано — сделано. Толоконникова присоединилась к арт-группе «Война», основатель которой, иноагент Петр Верзилов, в 2023 г. фигурировал в рядах ВСУ.
Но пока они занимались публичным развратом, придавая ему политический подтекст: в 2008 г. в Биологическом музее им. Тимирязева был проведен «перфоманс», в рамках которого пять пар разделись в зале «Обмен энергии организмов» и занимались сексом, фотографируя и фиксируя процесс на видео под лозунгом «Е##сь за наследника медвежонка». Толоконникова тогда была на девятом месяце беременности.
Во время другой акции члены «Войны» разбросали около 3000 мадагаскарских тараканов в помещении Таганского суда в Москве в защиту организаторов выставки «Запретное искусство — 2006».
Но настоящий резонанс вызвала богохульная выходка группы «Бешенство матки» («Pussy riot»), которую Толоконникова и ее подружки организовали в 2011 г. Возможно, им не давала покоя слава ведьм из украинского Femen. А может быть, тогда сети агентов влияния, замешанные на сексуальных технологиях, запускались во всех странах постсоветского пространства.
«Pussy riot» начали выступать в общественных местах с перфомансами, продвигающими идеи феминизма, борьбы с правоохранительными органами, антипутинизма. Активистки представали перед зрителями в ярких одеждах и с вязаной балаклавой на голове.
В феврале 2012 г. они осквернили храм Христа Спасителя в Москве, устроив там «панк-молебен» под названием «Богородице Дево, Путина прогони». Провокаторы пришли в храм в масках, встав на возвышенность перед алтарем и включив звукоусиливающую аппаратуру, исполнили музыкальную композицию, содержащую политические лозунги и ругань.
Через две недели Надежду Толоконникову и ее подельниц Марию Алехину и Екатерину Самуцевич арестовали по обвинению в хулиганстве на основе религиозной ненависти.
Толоконникова не признала своей вины, она устроила из судебного процесса непрерывное медийное издевательство. Также важно, что тогда русские СМИ устроили целую PR-кампанию устроенному «Pussy riot» кощунству, чем многократно усилили социальный эффект от происходившего. «Мы – не враги христианству. Нам важно мнение православных верующих, и мы хотим, чтобы все они были на нашей стороне, на стороне антиавторитарных гражданских активистов, и поэтому мы пришли в храм. Моя этическая оценка панк-молебна «Pussy Riot» такова: наша этическая ошибка заключалась в том, что мы позволили привнести разрабатываемый нами жанр политического неожиданного панк-выступления в храм. Но мы даже не думали тогда, что для кого-то наши действия будут оскорбительны», - глумилась Толоконникова.
Она была приговорена к двум годам колонии общего режима, наказание отбывала в женской ИК-14 в Мордовии. Там она также организовывала акции протеста, несколько раз объявляла голодовки. В интервью иноагенту и вырожденцу Юрию Дудю Толоконникова рассказывала, что в колонии имела гомосексуальную связь с другой заключенной.
23 декабря 2013 г., за два месяца до окончания срока была освобождена по амнистии. Одновременно с ней на свободу вышла Мария Алёхина. Учитывая дальнейшую активность участников «Войны» и «Бешенства матки», тезис о том, что в России применяется жесткая репрессивная система, выглядит очень спорным.
При этом раскрутка имиджа «узницы совести» производилась на всех уровнях: американский журнал Foreign Policy включил её в число «100 ведущих интеллектуалов мира», французская газета Le Figaro назвала «женщиной года», английское издание The Times поместило на обложку, глянцевый журнал «Maxim Russia» присудил 18-е место в списке «100 самых сексуальных женщин России», радиостанция «Эхо Москвы» — 72-е место в списке «100 самых влиятельных женщин страны».
В сентябре 2014 г. Толоконникова и Алёхина основали интернет-издание «Медиазона», направленное на «защиту прав заключенных».
В 2015 г. стало окончательно ясно, что системная поддержка либеральным протестам осуществляется системно вплоть до уровня Голливуда — вместе с Верзиловым и Алёхиной Толоконникова появилась в одном из эпизодов третьего сезона американского сериала «Карточный домик». По сюжету сериала «активисты» посетили официальный ужин в Вашингтоне, на котором резко высказались в адрес российского президента.
В этот же период она активно принимала участие в съемках порнографических роликов, которые и сегодня несложно найти в сети.
В 2016 г. Толоконникова опубликовала книгу «Как устроить революцию: Записки из колонии». «Путин разрушил мечты столь многих людей в моей стране, но не следует считать всех жителей России сторонниками Путина», - говорила она на презентации книги, которая проходила на международном литературном фестивале lit.Cologne в Кельне.
В декабре 2021 г. Минюст РФ внес Надежду Толоконникову в список иностранных агентов. В марте 2023 г. МВД РФ объявило ее в розыск.
К этому моменту она уже проживала в США, где не прекращала заниматься бурной деятельностью. С первых дней высказывалась против проведения Специальной операции ВС РФ по денацификации Украины: «Я в панике, я плачу каждый день. Я не думаю, что это было в каком-либо смысле необходимо, я не думаю, что это было в каком-либо смысле логично. Это не то, что должно было произойти, это катастрофа, которая унесет жизни тысяч людей. Люди недооценивают, насколько опасны диктаторы. В 2014 году мы выступали в парламенте Великобритании, мы выступали в Сенате США, многие люди спрашивали нас, как им следует разговаривать с Путиным, как они должны выстраивать беседу, и я всегда советовала им быть настолько строгими, насколько это возможно. С Путиным нельзя вести себя вежливо!».
В январе 2023 г. выпустила клип «Пепел Путина», который по сюжету и композиции напоминает оккультное действо: 12 женщин из Белоруссии, России и Украины сжигают трехметровый портрет президента России – произнося заклинания, втыкая в землю ножи и собирая пепел от портрета, они «проводят ритуал изгнания с поста президента».
В феврале 2023 г. в интервью изданию Rolling Stone Толоконникова заявляла: «Моя задача — причинить Путину как можно больше боли. На самом деле «Пепел Путина» причиняет боль ему и его окружению. Я продолжу свою работу и буду настаивать».
Тогда же она подчеркнула, что поддерживает Украину с 2014 г.: «Мне было довольно страшно, когда с 2014 года на нас нападали несколько раз; тогда мы действительно активно протестовали против войны в Украине. Я протестую до сих пор. Но война началась в 2014 году, когда был аннексирован Крым. Мы ходили на митинги в поддержку Украины».
Развивая тему солидарности с киевским режимом, она продолжала: «Мне просто не понравилось, как звучит «политическое убежище», лично для меня. По правилам предоставления политического убежища я не смогу вернуться. И для меня важно иметь возможность вернуться, если это необходимо. Если что-то изменится, и я смогу быть как-то полезна в России политически, как активистка и художница, я это сделаю. Я не хочу, чтобы у меня были связаны руки. Я гражданка России, это единственный паспорт, который у меня есть, что действительно прискорбно, потому что я не могу поехать в страну, которую я люблю, Украину. Я все равно не смогу быть там полезной. Потому что в настоящее время они не пускают никого с российским паспортом… Я верю, что Украина победит, потому что правда на ее стороне, а Россия неизбежно потерпит поражение. И я надеюсь, что это произойдет рано или поздно».
В ноябре 2023 г. Толоконникова получила звонок от «министра культуры Украины» Александра Ткаченко (на самом деле — от пранкеров Вована и Лексуса). Во время этого общения она раскрылась по полной: «Готова помочь всем, чем только могу. Конечно, я отлично помню тезис «хороший русский — мёртвый русский». В начале я очень активно и публично помогала Украине, но затем ушла полностью за кулисы, потому что, если ты из России, ты радиоактивный и вредишь, когда хочешь помочь. Мой бывший муж, Пётр Верзилов, у которого есть канадское гражданство, собирается строить завод по производству дронов под Киевом. А мне помочь не дают».
Там же она рассказала, что собрала $7 млн для помощи ВСУ: «Я им сказала, что вы можете публично заявить о том, что все деньги пойдут на гуманитарные нужды, но на самом деле, между мной и вами, тратьте их, как хотите. Я думаю, что пацифизм не имеет места здесь. Когда мы избавимся от русских на Украине, тогда да, давайте собирать деньги на гуманитарку. Мы собирали деньги именно на вооружение, в первую очередь на дроны и, в общем, все, что нужно. И собирали мы деньги именно на нужды определённого отряда. Петя Верзилов большую часть своего года последнего провёл где-то на линии фронта, много был под Бахмутом. И вот этот его отряд, мы именно им переводили деньги».
В этом же цикле интервью Толоконникова отмечала: «Я пыталась избавиться от российского гражданства. Оно у меня, правда, единственное. Была даже идея попросить украинское гражданство. Я очень сильно хочу».
В общении с иноагентом Катериной Гордеевой экс-пуси-райот продолжала настаивать: «Первые два года войны — мне хотелось просто сжечь паспорт и умереть рядом с ним от стыда… Мне бы хотелось, чтобы Америка и Европа дали побольше вооружения для Украины, чтобы произошёл переломный момент в войне. Я не разбираюсь в войне, я абсолютно бесполезный человек в военном деле. Единственное, что я могу сделать — помочь либо какими-то контактами, либо деньгами».
Генеральная прокуратура Российской Федерации в данный момент проводит проверку по факту участия Толоконниковой в финансировании ВСУ. Хочется верить, что также тщательно будут проанализированы связи профессиональной революционерки, сохранившиеся в России активные знакомства. Что весь вскрывшийся массив будет проанализирован, а вредоносные составляющие подвергнутся зачистке. Потому что до этого момента с ведьмой Толоконниковой обходились излишне мягко.