Глеб Самойлов. Сатаноид. Свихнувшийся предатель
Русская богема по своим взглядам и симпатиям часто оказывается совсем не русской. Например, еще в альбоме «Агаты Кристи» под названием «Майн кайф» была песня «Снайпер». Она повествовала о советском солдате, который в мае 1945 г., придя в Берлин, насилует немку и в конце убивает ее.
Такие «идейные подачи» могут даже не быть связанными с желанием отработать заказ — миф о «мае в Берлине» был изобретен намеренно и активизировался как раз в годы перестройки, когда формировались популярность Самойлова и его мировоззрение. Просто «богема» находится в такой нездоровой среде и, воспевая ее, распространяет грязь дальше.
Глеб Самойлов родился городе Асбест (Свердловская область). Позже он «увековечит» имя своего города, выпустив альбом «Резня в Асбесте».
Братья Самойловы (старший брат Вадим сегодня имеет совсем другие взгляды и нередко бывает с концертами в Донбассе), основав группу «Агата Кристи», оказались одним из удачных проектов Свердловского рок-клуба. Сегодня название этого города, переименованного в Екатеринбург, нередко применяют как синоним протестного, разрушительного либерального мышления. И одним из олицетворений подхода к происходящему в духе «а-ля Ельцин-центр» стал именно Глеб Самойлов.
Вокруг его музыкальной деятельности, содержания текстов песен и высказываний в интервью нередко возникали скандалы. Да и сам Глеб часто использует принцип «ради красного словца не пожалеет и отца». В этом смысле показателен диалог с журналисткой из Екатеринбурга:
«Корр.: Возможен ли ренессанс культурной революции наподобие той, что последовала после перестройки и открыла шлюзы многим культурным пластам, в том числе русскому року?
Глеб Самойлов: Нужно просто новую перестройку провести, и все будет хорошо. Все зависит от вас. Вы же властители дум. Вернее, opinion-makers. Вот вы, да — четвертая власть или пятая колонна. Смотря как показать.
Хотя пятая колонна — это я. Национал-предатель. То я был фашистом — про Гитлера пел, потом резко стал украинским фашистом. А теперь вообще непонятно кто — пятая колонна».
В этом, казалось бы, ироничном ответе все правда. Самойлова всегда интересовали штучки, связанные с Третьим Рейхом. И майдан он тоже поддерживал, замечая, как там «бьют протестующих», и не желая видеть, к чему привела победа государственного переворота.
«События в клипе «Живой» — это разгон Майдана силами спецназа. Реальные кадры, снятые очевидцами, в том числе, и моим другом, который там был и всё видел. Я считаю, что, вне зависимости от того, кто какого пути желает, это подло — так безобразно и жестоко поступать с людьми, которые пришли мирно выразить своё мнение. То, что произошло дальше, вполне предсказуемо — насилие породило насилие, и началась гражданская война. А в гражданской войне правых нет, руки у всех в крови», - говорит Самойлов в интервью того периода, как бы демонстрируя типичный для либеральной интеллигенции разрыв причинно-следственных связей.
«Считаю, что правительство должно думать о своих людях, а не цепляться любыми силами, даже самыми жёсткими и жестокими, за власть. Люди, пришедшие на Майдан, не хотели войны, они пришли туда, потому что им опостылела власть». Подобной риторики, снимающей вину с тех, кто устроил в Киеве государственный переворот, в ответах Глеба Самойлова можно встретить много.
После распада «Агаты Кристи» комментируя судебные тяжбы с братом, Вадим Самойлов говорил: «Глеб Самойлов уже давно и песни Майдану посвящал, и обижался, когда его фашистом называли, а потом быстренько переписывал пресс-релиз, следуя моим советам, чтобы подозрения в поддержке фашизма с себя снять… Он ездит в Киев, раздаёт интервью на Украине, а я езжу в Донбасс, поддерживаю людей, которых он считает рабами и быдлом».
Но еще в период существования общего для братьев проекта сама тональность звучания группы определяла целевую аудиторию. В значительной степени это были девочки-подростки, неуверенные в себе, внушаемые, депрессивные. Понимая это, Самойлов все равно писал и исполнял песни о наркотиках и садо-мазохизме.
В 2010 г. группа «Агата Кристи» официально прекратила существование. Глеб Самойлов создал проект «THE MATRIXX», в текстах которого разрушающие личность вещи озвучивались уже без обиняков.
Пропаганда наркотиков, насилия, извращенных форм секса. Системная издевка над Христианством — все это становится основой эпатажа, за счет которого привлекается и удерживается аудитория. Верит ли в сказанное и спетое сам Самойлов? Нужно полагать, что более чем. Ту же песню «Снайпер» он позже исполнил в новой обработке, с симфоническим оркестром.
Об одной из композиций дебютного альбома «THE MATRIXX» Глеб Самойлов рассказывал: «Эта песня была посвящена реальному человеку — одна из наших фанаток Мария Чеснокова покончила жизнь самоубийством. А что касается слов «жить всегда на сайте ФСБ», то послушай, сайт этот существует, предлагает сотрудничество. И все мы, так или иначе, живем на этом сайте и будем жить там всегда, нравится это кому-нибудь или нет, хочется кому-нибудь или нет. Такова теперь наша жизнь… Маша вместе с группой наших фанатов принимала участие в Маршах Несогласных, участвовала в различных пикетах, а люди, которые ведут такую жизнь, рано или поздно попадают под прицел органов».
Вечный протест Самойлова распространялся и на отношение к событиям 2014 г.: «Меня очень не устраивает ситуация, когда песни, которые я написал, звучат на прокремлевских мероприятиях. Меня это задевает и обижает. Я не для рабов писал эти песни. Не для рабов власти. Я свободный человек и писал всегда как свободный человек. Всегда».
Видимо, именно свое понимание свободы (а заодно и отношение к Родине) Самойлов-младший поясняет в песне «Содомия»:
Вот она здесь ласково ждет
Станешь спиной — она нападет
Хочешь беги, иди или стой
Но не спиной не надо спиной
Содомия — mamma mia!
Ей никогда не надоест
Педофилия, содом и инцест
Родина — мать, до самого дна
Очень нас любит — знаешь куда
Содомия — mamma mia!
В данный момент Глеб Самойлов стал куда осторожнее в высказываниях. В частности, его позиция по поводу СВО оказалась куда сдержанней, чем у мечущихся по миру Пугачевых-Галкиных.
Но песни его звучат, концерты происходят регулярно, и люди, пропитанные подобным «культурным материалом», как минимум, будут сочувствовать любому ослаблению России, как максимум, примкнут к деструктивным процессам, если «система начнет шататься». Да и сам Самойлов не без удовольствия сыграет на русском аналоге «майдана», если таковой вдруг случится.
Потому что сложно ожидать другого от человека, написавшего и продолжающего петь строки:
Скоро станет легче.
Бог тебя услышит,
Все твои слова.
И Он тебе ответит,
Он тебе посветит
Ты его увидишь
И сойдешь с ума»
Говорят, мертвецы —
Синие добрые цветы.
Замолчи, не кричи,
Подожди, зацветешь и ты.
Характеристику на себя Самойлов уже дал. С мировосприятием и ощущением своего положения на этой грешной земле у него всегда были проблемы. У «Агаты Кристи» есть специфические строки из песни периода бешеной популярности:
«Дворник, милый дворник, подмети меня с мостовой!
Дворник! Дворник! Жопа с метлой!».
Подметать Глеба Самойлова едва ли кто возьмется — уж больно специфичная субстанция. Сгниет сама, земля покроет позор со света Божьего. Останется лишь одна метка самоидентификации, не в бровь, а в глаз: «Жопа с метлой!».