Александр Сунгуров. Основатель «Стратегии» по уничтожению России изнутри. Вербует студентов

Александр Сунгуров. Основатель «Стратегии» по уничтожению России изнутри. Вербует студентов

Бывший профессор ВШЭ работает на западные спецслужбы

Из России сбежал политолог и профессор Александр Сунгуров. После того, как в передаче Никиты Михалкова «Бесогон» были обнародованы факты об иностранном финансировании организованного Сунгуровым фонда «Стратегия», 13 мая 2024 г. профессор по собственному желанию уволился из НИУ ВШЭ СПб.

По свидетельству студентов, он уже выехал из страны в неизвестном направлении. Сунгуров, который на протяжении многих лет ездил по российским городам и открыто вербовал молодежь, испугался небеспочвенно.

В «Бесогоне» были представлены факты его связи с партией Народно-Трудового Союза российских солидаристов (НТС), которая работает на западные спецслужбы. НТС была создана русскими эмигрантами в Европе в 1930 г. и сотрудничала с Гитлером, вела подготовку агентов для заброски в СССР, участвовала в создании Русской освободительной армии (РОА) коллаборациониста и нацистского преступника Андрея Власова.

После окончания Второй мировой войны деятельность НТС активизировалась теперь уже за счет финансирования США, Британии с последующей работой против России с 1990-х. Ставка делалась на молодежь. И до сих пор, сообщал «Бесогон» в мае 2024 г., в рядах СПЧ при президенте России, академическом и педагогическом сообществе имеется немало сторонников НТС. Один из них — Сунгуров, который применял на практике «молекулярную теорию» борьбы с Россией Владимира Поремского, сотрудничавшего с гитлеровцами и западными спецслужбами, а также продвигал идеи НТС через свой фонд в Санкт-Петербурге. Основной подход — «агенты-молекулы» не должны знать друг о друге, у них нет выхода на центр. При этом они в одиночку вербуют сочувствующих в СССР/России, создавая ячейки («атомы»).


Сунгуров родился в Москве, в 1951 г., но учился в Ленинграде, где в 1974 г. окончил физический факультет ЛГУ, изучая «молекулярную биофизику». Его страсть к молекулам проявит себя через 20 лет, когда он начнет перенимать опыт НТС. До перестройки Сунгуров посвятил себя науке, работая в Центральном научно-исследовательском рентгено-радиологическом институте Минздрава СССР. Но затем увлекся политикой, был сопредседателем ленинградской «Демократической платформы в КПСС», входил в межрегиональный клуб «Перестройка», где тесно сошелся с Егором Гайдаром и Анатолием Чубайсом. Сунгуров гордится тем, что лично принимал участие в развале СССР.

В 1990 г. при поддержке Демократической партии России он стал депутатом Ленсовета, председателем постоянной комиссии по науке и высшей школе. Получил второе высшее образование, окончив юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Изучал все, что необходимо для подрывной деятельности в интересах Запада — демократический транзит, государственные и общественные институты защиты прав человека, развитие публичной политики. Это ему пригодилось, когда он развернул активную деятельность по внедрению в субъектах России института уполномоченных по правам человека, лоббируя на должности омбудсменов своих людей.

В 1993 г. Сунгуров учредил в Санкт-Петербурге фонд «Содружество» (с 1994 г. — гуманитарно-политологический центр «Стратегия»).  Организация должна была стать «фабрикой мысли по технологиям демократии». В 1994-1995 гг. Сунгуров — член Общественной палаты при Президенте РФ, в этот период он начал регулярно выезжать за пределы России для встреч с руководством НТС и кураторами западных неправительственных фондов.

В одной из поездок познакомился с Поремским. «Мне повезло, я встречался и подружился в Новосибирске на молодежном форуме, а потом дальше, во Франкфурте, с Поремским Владимиром Дмитриевичем. Один из создателей НТС еще в 1930 г., который решил, что надо что-то делать для будущей свободной России. Поремский, как известно, предложил "молекулярную теорию" строения НТС», - вспоминал в 2022 г. Сунгуров на закрытой встрече в Пермском государственном научно-исследовательском университете (ПГНИУ).

В 1996 г. Сунгуров уехал в США, где работал в Институте российских исследований им. Дж. Кеннана (Вашингтон) по гранту для региональных исследователей. По возвращении устроился доцентом на кафедру конфликтологии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. С 2005 г. возглавил кафедру прикладной политологии СПб филиала ВШЭ.

     

Сунгуров — эксперт Совета Европы и Евросоюза. С начала 2000-х он является председателем экспертного совета по гражданскому образованию и образованию в области прав человека при Комитете по образованию и науке Госдумы. Профессор считается одним из инициаторов запуска процесса по переходу к ущербной Болонской системе образования.

Сам он принимал непосредственное участие в обработке студентов, занимаясь выращиванием в вузах новой политической элиты с антироссийским и космополитическим уклоном. Под вымышленным предлогом патриотического воспитания рассказывал об убогой и деспотичной России, история которой — «это путь к свободе сквозь диктатуру и репрессии». Такому государству не нужен суверенитет, а возвращение Крыма — «аннексия». «Конечно, это называется аннексией. По юридическим нормам это не является оккупацией, но это аннексия. И я поддерживаю здесь предложение, которое в разном виде звучало и у Явлинского, и у Навального [покойный иноагент и экстремист], о том, что, когда с этим согласятся все стороны, пройдет референдум под международным наблюдением», - убеждал молодых людей профессор.

Паразитировал Сунгуров не только благодаря работе в ВШЭ. С презентацией, посвященной якобы гражданскому воспитанию в России, он ездил по всей стране, организовывал многочисленные семинары и лекции в «Стратегии», выступал в «Ельцин Центре» в Екатеринбурге, региональных вузах, на конкурсе «Достоинство» в Институте Гайдара, в эфире радиостанции «Эхо Москвы» (ликвидированное СМИ-иноагент).

На одной из лекций в Севастополе Сунгуров заявил: «Немецкие нацисты действовали в полном соответствии с принципами суверенитета, принимали нормы, которые считали нужным, народ это поддерживал, а дальше всех несогласных и тех, кто им мешал, просто направляли в газовые камеры». 

Сунгуров проводил закрытые собрания активистов оппозиции. В октябре 2022 г. на закрытой встрече в ПГНИУ обсуждал идеи свержения государственного строя со своими единомышленниками — членом СПЧ Светланой Маковецкой, активистом пермской оппозиции Игорем Аверкиевым, заведующим кафедрой политических наук ПГНИУ Константином Сулимовым и другими.

«Если удастся вернуться снова, насколько это возможно, в цивилизованный мир, то велика вероятность, что еще через 10-15 лет, и это больше всего меня пугает, народ захочет снова уже Путина-2, и он появится <…>. И здесь у меня идея, как мы обсуждали, таргетированное гражданское образование», - откровенничал Сунгуров, напомнив о «молекулярной структуре» Поремского для ее применения в России.

То есть профессор подтвердил, что «молекулярная структура» — это и есть таргетированное образование. И самое действенное оружие — правильная обработка молодежи, формирование закрытого клуба сторонников государственного переворота.


Откуда у Сунгурова появились деньги на столь затратную деятельность – вопрос риторический. Тем более он и сам не скрывал источник финансирования. В 2017 г. в Пятигорском государственном университете профессор подробно рассказал о своих спонсорах: «"Фонд Аденауэра" — это при христианских демократах и "Фонд Эберта" [нежелательная организация в РФ] — это при социал-демократах. "Фонд Науманна" [организация-иноагент] — при свободных демократах. "Фонд Розы Люксембург" и "Фонд Бёлля" (нежелательная организация в РФ. – Прим. ред.) — это зеленые. И они все работают. Что они делают? Они проводят семинары. Это, за какие деньги я поеду в регионы. Дорога, гостиница. И я знаю, что они интересуются».

Профессор не упомянул еще об одно ключевом спонсоре — американском «Фонде Макартуров». Если в 1996-1997 гг. Сунгуров получил от этой организации свыше $12 тыс., то через 8 лет ставки заметно увеличились. В 2005 г. «Фонд Макартуров» выделил «Стратегии» $425 тыс.   

Учитывая столь внушительный список спонсоров, даже после бегства Сунгурова из России его «Стратегия» и соратники продолжат работать. Да и сам он, не исключено, уехал на время, пока не утихнет скандал.