Саломе Зурабишвили. Президент-иноагент. Потомственная русофобка

Саломе Зурабишвили. Президент-иноагент. Потомственная русофобка

Главная миссия — борьба с Россией и расширение НАТО

После того как парламент Грузии в июне 2024 г. принял закон об иноагентах, ограничивающий работу прозападных НКО и СМИ в стране, президент Саломе Зурабишвили пообещала провести протестный референдум. Закон она назвала российским, заявила, что он противоречит Конституции и «представляет собой препятствие на европейском пути».

Негативная реакция потомственной русофобки ожидаема, потому что она сама — иноагент с французским гражданством. По заказу Запада ученица Збигнева Бжезинского делает все, чтобы разрушить любые взаимоотношения Тбилиси с Москвой и развить конфронтацию с Россией.

Неслучайно премьер-министр Ираклий Кобахидзе публично обвинил главу страны в измене Родине и связал с правлением Зурабишвили возникшие в Грузии новые экзистенциальные угрозы. Более того, ее открытая поддержка украинского неонацизма сулит Тбилиси большие неприятности. 15 июня 2024 г. на «мирной конференции» в Швейцарии президент Грузии скандировала бандеровский лозунг: «Слава Украине!».


Впрочем, это было ожидаемо, принимая во внимание ее предков и родственные связи. Зурабишвили родилась 18 марта 1952 г. во Франции, в семье эмигрантов, бежавших из Грузии в 1921 г. после победы советской власти. Дед Саломе – Иван Зурабишвили – входил в коллаборационистское правительство «Независимой Грузии» в 1918 и в 1921 гг. Зурабишвили близки к белоэмигрантскому профашистскому клану Чавчавадзе, представители которого воевали на стороне гитлеровцев и работали в ЦРУ против СССР.  

Отец Саломе – соратник Чавчавадзе Леван Зурабишвили – в эмиграции сплотил вокруг себя диаспору, став председателем грузинского общества во Франции. Он оказал большое влияние на дочь, которая участвовала в демонстрациях против визитов лидеров СССР в Париж. При этом она выучила русский язык. «Мой отец твердил, что нужно знать язык противника», - заявляла Зурабишвили после вступления в должность президента Грузии.

В 1972 г. она окончила Парижский институт политических наук, а затем поступила в Колумбийский университет в США. Здесь Зурабишвили была слушателем курсов одного из известных противников СССР и России Збигнева Бжезинского, активного проводника прометеистской политики Польши, в рамках которой украинский, грузинский, татарский и иные «порабощенные» Россией народы должны восстать и сражаться с Москвой. После учебы у Бжезинского Зурабишвили вернулась в Париж и с 1974 г. стала работать в МИД Франции. Ее интересы и специализация — оружие и методы геополитической борьбы. С 1984 по 1988 гг. она была 1-м секретарем посольства Франции в США. В 1992 г. назначена 1-м секретарем постоянной миссии Парижа в НАТО, в 1993 г. — заместителем французского постоянного представителя в ЕС. Работала в управлении МИД по вопросам стратегии, безопасности и разоружения. В 2001 г. — руководитель Генерального секретариата национальной обороны Франции по международным вопросам и стратегии.

Затем ее забросили в Тбилиси с миссией уничтожить отношения с Россией и расширить влияние НАТО на постсоветском пространстве.

В 2003 г. Зурабишвили назначили чрезвычайным и полномочным послом Франции в Грузии. Через год она получила грузинское гражданство с тем, чтобы стать министром иностранных дел. Пригласивший ее президент Михаил Саакашвили предварительно встретился с французским лидером Жаком Шираком и получил одобрение.


В 2005 г. во Франции разразился скандал. Выяснилось, что Зурабишвили, будучи грузинским министром, продолжает получать от Парижа зарплату в размере €15 тыс. Как заявил официальный представитель МИД Франции Жан-Батист Маттей в ответ на протесты профсоюзных лидеров, Зурабишвили получает «денежное вознаграждение» согласно подписанному с нею «контракту в рамках технического содействия».

Она результативно отрабатывала траты французского бюджета, активно продвигая антироссийскую политику. Одним из своих главных успехов на посту главы МИД французский агент объявила принятие решения о выводе из Грузии военных баз РФ. Она открыто заявила, что считает это историческим достижением. Однако в октябре 2005 г. Зурабишвили лишилась должности. Причина — ее противостояние со спикером парламента Нино Бурджанадзе, в котором она проиграла, а Саакашвили не отстоял свою протеже. После того как Зурабишвили сняли с министерского поста, она создала партию «Путь Грузии», объявив США ее основным внешнеполитическим партнером.


Отношения Зурабишвили с американскими дипломатами зафиксированы документально.  В сентябре 2007 г. посол США в Грузии Джон Теффт направил госсекретарю США Хиллари Клинтон донесение с грифом «совершенно секретно», в котором докладывал, что провел встречу с «обнадеживающим кандидатом в президенты Грузии». Отмечалось, что Зурабишвили имеет собственное мнение по Южной Осетии и уверяет, что общественность Грузии поддержит боевые действия в Цхинвале, только если они будут быстрыми и успешными. В дальнейшем Зурабишвили использовали для давления на Саакашвили, который долго не решался на открытую конфронтацию с Россией. Ему дали понять, что он либо атакует российских миротворцев в Южной Осетии, либо его поменяют с помощью очередной «цветной революцией». Тем более что кандидат на его место уже определен.

В ноябре 2007 г. перед зданием грузинского парламента прошла массовая акция протеста, организованная рядом оппозиционных партий. В числе ее участников была партия Зурабишвили. Митингующие требовали отставки Саакашвили, проведения досрочных выборов, перехода Грузии к парламентской республике. Митинг оппозиции был разогнан полицией и отрядами спецназа. После этого Зурабишвили вновь встретилась с Теффтом, пожаловавшись на радикальные действия властей. Но предупреждение сработало — Саакашвили стал готовиться к нападению на Южную Осетию, подтягивая к линии соприкосновения регулярную армию, а в августе 2008 г. начал бомбить Цхинвал.

Россия ответила, «пятидневная война» обернулась признанием независимости Южной Осетии и Абхазии. В итоге отношения Тбилиси с Москвой были разрушены.


Через год Зурабишвили получила сигнал, что в ближайшее время американским кураторам в Тбилиси она пока не понадобится, и заявила об уходе из грузинской политики. Публично свое решение она обосновала тем, что в Грузии нет демократии, и оппозиция не может работать в стране. Зурабишвили вернулась на Запад, возобновив работу по дипломатической линии в комиссии Совета безопасности ООН по вопросу санкций против Ирана. Но уже в 2018 г. ее решили задействовать в готовящейся войне против России. Внезапно она вернулась в Грузию, выставила свою кандидатуру на президентских выборах, выиграла их и четко обозначила, чьим проектом является.

По ее словам, сотрудничество с Россией невозможно из-за ее «поведения» в отношении Украины. Грузия в данном вопросе придерживается проевропейской позиции и будет следовать указаниями из Брюсселя и Вашингтона.

«К сожалению, в свое время правящая группировка «Мечта» это не распознала, когда они ее буквально протащили во втором туре президента Грузии. Дама со сложным характером, которой нельзя доверять. И, что самое главное, Грузии большой урон смогла нанести эта дама», - признает экс-руководитель аппарата президента и правительства Грузии Петре Мамрадзе.

После начала Спецоперации ВС РФ на Украине Зурабишвили, как и ожидалось, активизировалась. Она требовала усиления антироссийских санкций, тщетно воевала по этому поводу со своим правительством. «Россия — наш враг и оккупант», - заявила Зурабишвили.


Она постоянно на связи с кураторами, регулярно ездит за океан и в ЕС. Причем совершает зарубежные поездки иногда без разрешения правительства. Из-за этого осенью 2023 г. правящая партия «Грузинская мечта» во главе с Кобахидзе запустила процедуру импичмента, хотя ей и не удалось набрать необходимого количества голосов среди населения.

Осенью 2023 г. в интервью телеканалу CBC News Зурабишвили выступила против российских релокантов в Грузии. «Очень нервирует, когда в твоей собственной стране есть люди, которые говорят на языке врага. И которые верят, что они дома. Они ведут себя так и полагают, что чувствуют себя как дома. Так что здесь есть тонкая грань. И эту линию необходимо соблюдать, чтобы в будущем у нас не было инцидентов, которые позволили бы России использовать свою любимую доктрину защиты русскоязычных граждан», - призналась она, выступая за запрет гражданам РФ въезжать на территорию Грузии.

После такого заявления в Грузии Зурабишвили обвинили в фашизме, но она не унималась.

В январе 2024 г. в интервью грузинской службе радиостанции «Радио Свобода» (СМИ-иноагент) Зурабишвили заявила, что у Грузии единственный враг — Россия, «и этот факт виден во всем». В мае 2024 г. она попросила французского президента Эммануэля Макрона приехать в Грузию на День независимости страны, чтобы окончательно «освободить Кавказ от российского влияния», а заодно уговорить правящую партию отозвать закон об иноагентах, «продиктованный из Кремля». «Это очень важно для будущего Европы, в том числе ее безопасности. Это Черное море, транзитная зона для энергии и коммуникаций. То, что Франция здесь не присутствует, является отклонением», - убеждала она.


Но Макрон так и не приехал, а парламент тем временем преодолел вето, которое Зурабишвили наложила на закон.

Президент в Грузии — фигура символическая, реальная власть — в руках премьер-министра. Однако у Зурабишвили есть политическое влияние, что важно в преддверии выборов в парламент, которые состоятся в октябре 2024 г. И французская гражданка готовит сюрприз — пытается объединить всех оппонентов «Грузинской мечты», чтобы возглавить оппозицию, в перспективе занять место главы правительства и развернуться в полную силу.