Юрий Шевчук. Иудины гены. Внук петлюровца. Ждёт революции
Есть у ДДТ такая песня «Свобода». Написана она довольно абстрактно, зато с фирменным шевчуковским драйвом. И если бы не контекст, могла бы стать хитом. Но она посвящена событиям в Белоруссии, тому периоду, когда там пытались совершить государственный переворот сторонники Тихановской. И поэтому нового варианта в духе «Просвистела» не вышло.
Теперь же, находясь в заграничном турне, Юрий Шевчук прежде, чем исполнять эту композицию, рассказывает: «Погиб Алексей Навальный, который нам, россиянам, говорил о свободе. И который нам о ней хорошо говорил. Он напоминал, что мы все можем стать свободными в самом лучшем смысле этого слова. Он говорил, что вера без свободы — фанатизм, кондовый фанатизм. Что труд без свободы — это рабство. Что любовь без свободы — это деспотия. Ничто не бывает без свободы. Все окрашено в черный цвет...».
За последнее время, особенно с момента начала Специальной военной операции ВС РФ на Украине, он успел наговорить и напеть уже много такого, что окончательно расставило точки над i. Но на самом-то деле этот бунт продолжается давно. И, возможно, уже не в первом поколении.
В одной из песен у Шевчука есть строчки «Я татарин на лицо, да с фамилией хохляцкой...». И действительно, отцовская линия семьи тянется из Хмельницкой области УССР. В Башкирии Шевчуки оказались потому, что деда Сосфена, бывшего царского, а после — петлюровского офицера, отправили в ссылку.
Но советский строй был лоялен, и поэтому отец Юрия Шевчука, Юлиан, сделал карьеру по партийной линии, а его сын в подростковом возрасте носил футболку с надписью «Иисус был хиппи» и вспоминая об этом периоде пел: «Тут критик мне скажет — здесь все в черном цвете, ведь есть у крутых молодцы сыновья, дружок, я все знаю, я сам брат из этих...».
Так, или иначе, протест всегда был двигателем жизни лидера ДДТ. В начале музыкальной карьеры первые проблемы с властью у него возникли после выхода альбома «Периферия». В недавнем интервью после концерта в Австрии Шевчук издевательски об этом вспоминал: «Россия такая страна, что в одну реку вполне можно войти дважды. Вон после «Периферии» меня запрещали, и ничего — потом нормально все было. Я уже это проживал. Но — это надежда». В таких вот завуалированных фразах Шевчук посылает сигналы своей публике. Дескать «ожидаем, пока власть переменится».
Вообще интервью в Вене получилось таким, мягким. Вот, например, Шевчук философствует, отвечая на вопрос об актуальности бардовской песни: «Может быть послезавтра, когда закончится Третья мировая, мы с вами будем все сидеть у костра, вы в Вене, я в Питере, ну вообще все уцелевшие граждане Земли. И будем петь бардовские песни».
А за скобками подразумевается, что не могут же цивилизованные европейские люди развязать мировую войну. И продвинутые поклонники Навального никак не могут. А вот «ватная» Россия — вполне может.
Но дела говорят подчас громче слов. Допустим, что выпады Юрия Шевчука против СССР — тема тогда обычная, так делали все. Потом, вроде бы пожалев о распаде единой страны, он спел «Ты вчера был хозяин империи, а теперь — сирота». Но похоже, что это было последнее просветление. И поэтому важно не забывать: после этого Шевчук поддержал все «цветные революции», направленные против России.
Кстати, против жуткого ельцинского времени у него возражений было гораздо меньше. А вот строчки «Путин едет по стране, а мы по прежнему в говне» из альбома «Единочество» (2001 г.) уже не выбросить.
В 2004 г., говоря о майдане в Киеве, он рассыпался в комплиментах: «Это было здорово, я купался в этом. Это зарождение гражданского общества, Киев показал себя. Вся Украина себя показала» При этом он и тогда, и сейчас едет на излюбленной козе «я не поддерживаю политиков, я поддерживаю людей». Но перед митингующими выступил, заявив тогда: «Вы сейчас впереди, по духу, по консолидации нации, происходящее на Украине незабываемо... в России тоже будет, тоже нас достало. У нас гаечки закручиваются, цензура наступает. Закручивание гаек никогда не ведет к чему-то хорошему, ведет к очередному рабству».
В 2008 г., реагируя на события в Осетии (после нападения Саакашвили на Цхинвал) Шевчук попытался проявить благоразумие, но все равно обвинил в происходящем и Россию тоже: «В конфликте виноваты все его участники, как Россия, Южная Осетия, так и Грузия. За последние 15 лет можно было придти к согласию, провести переговоры, не доводя дело до убийств. Но этого никто не сделал. В результате ситуации, когда в регионе не было ни мира, ни войны, произошел взрыв: «Бум!» и начались массовые убийства. Однако главная вина за кровь убитых лежит на Михаиле Саакашвили, он главный агрессор, который направил войска на мирных осетин, стал бомбить Цхинвал: невинных бабушек, дедушек и детей».
Начиная с 2010 г., из протестных акций Шевчук просто не вылезал. К этому году относится и его речь в защиту олигарха Ходорковского, которому лидер ДДТ пожелал «скорейшего освобождения», и участие в сходках «в защиту химкинского леса» — тренировочных мероприятиях перед попыткой «белоленточной революции».
В конце мая 2010 г. из общения Путина и Шевчука появился мем «Юра-музыкант», который до сих пор является своего рода лакмусовой бумагой: либеральная общественность пользуется им как характеристикой с оттенком симпатии и одобрения, патриотическая — с издевкой.
Точно так же в 2014 г., абсолютно игнорируя лозунги и русофобские практики «евромайдана» он осудил присоединение к России Крыма и патетически вопрошал: «Что вы всех фашистами называете? На майдан вышли мои друзья. Либерализм не может быть фашизмом. Потому что либерализм и демократия — это свобода личности. Туда выходят личности, которые ценят свою индивидуальность и свой взгляд на мир, на вещи. Неповторимые личности. А фашизм — это кирзовые сапоги и вождь во главе угла».
Помимо этого Шевчук — один из подписантов «письма 150», в котором профигурировали Макаревич (из рода Бляхманов), Улицкая, Гребенщиков, Пономарёв и многие другие.
Через 8 лет войны, появления на Украине откровенно нацистских военных формирований точка зрения «честного» музыканта не изменилась.
В 2022 г. на концерте в родной Уфе он произнес антивоенную речь, после которой был оштрафован на 50 тыс. рублей (не самое ужасное наказание для музыканта, который собирает стадионы). Тогда его с удовольствием цитировала «Медуза»: «Родина, друзья, это не жопа президента, которую надо все время мусолить, целовать. Родина — это бабушка нищая на вокзале, продающая картошку. Вот это родина».
В своей любимой логике: «нам очень нужен мир, поэтому давайте лучше проиграем» — он продолжает действовать и сейчас. Его речи о мире очень любят в странах, которые обвиняют в войне Россию, одновременно с этим поставляя вооружения Украине.
Вообще понятием «Родина» Шевчук распоряжается достаточно фривольно.
После прекращения концертной деятельности в России он стал ориентироваться на русские общины «выехавших на Запад». Совместно с музыкантом Дмитрием Емельяновым они записали альбом «Волки в тире». Там в одной из заглавных песен «Родина, вернись домой», он сравнивает Россия с девкой легкого поведения, которая «укололась и забылась». Там же находим «тонкие метафоры» вроде «у державы стояк» или «Опустело село, Пьёт Рязань из Днепра, от венков расцвело, в рыжей глине дыра».
Именно с этой риторикой Шевчук во многом является «голосом уехавших». В многочисленных комментариях к заграничным концертам, можно встретить такие: «Спасибо, братец. Сижу в машине, ливень, в Нью-Йорке в апреле 2024. Слезы наворачиваются».
И обращаясь к этим «уехавшим», в Дубае он рассказал о революции: «Есть две концепции исторические. Как шутят историки профессиональные... Первая концепция — это то, что всё было вначале хорошо, а потом всё хорошее заканчивается полной херней. А вторая концепция — что вся вот эта лажа заканчивается какой-то там революцией, чем-то хорошим. Я придерживаюсь второй точки зрения и вам предлагаю тоже её придерживаться. Эта концепция вывозит. Вывозит, друзья мои, вывозит». В данный момент эту речь на предмет призывов к экстремизму проверяет Генеральная Прокуратура РФ.
Сегодня верить в то, что Шевчук чего-то недопонял уже никак не получается — слишком много примеров и «ситуаций в развитии», одной Украины было бы более, чем достаточно. Но вокалист одной из некогда культовых в стране групп всегда желает поражения своей стране и победы — другим странам. Для приличия иногда он называет это пацифизмом.