Владимир Гусинский. Мошенник «ельцинского» разлива
У многих людей постарше словосочетание «святые 90-е» вызывает дрожь. Потому что концентрация нищеты, обмана, бесправия и отсутствия жизненных перспектив в те годы была просто запредельной. Политики и бизнесмены, которые тогда системно извлекали выгоду, используя ситуацию распада, до сих пор заслужено презираемы.
Один из таких, олигарх и медиамагнат Владимир Гусинский, родился в Москве 6 октября 1952 г. По поводу своей национальной принадлежности он говорил: «Мы не отмечали дома еврейские праздники. Я чувствовал себя евреем тогда, когда другие дети донимали меня из-за моей национальности и когда я дрался с ними во дворе. Если бы не улица, я бы и не знал, что я еврей». Правда, это не помешало ему позже не только получить гражданство Израиля, но и доказать, что он происходит от изгнанных из Испании еще во времена Торквемады ашкенази. Это помогло Гусинскому стать обладателем еще и испанского паспорта.
Из государственного университета нефти и газа им. Ивана Губкина будущий олигарх был отчислен и до 1975 г. служил в рядах Вооруженных Сил СССР. После демобилизации поступил на режиссерский факультет Российского института театрального искусства, а в начале 1980-х приехал работать в Москву (до этого по распределению был в Туле).
В столице СССР Гусинский принимал участие в организации большого количества статусных общественных мероприятий. Во время «Игр доброй воли» он и познакомился с представителями американского бизнеса. А до этого культ-массовую деятельность совмещал с таксованием, фарцой и мелкими спекуляциями (валюта, джинсы и другие «атрибуты цивилизации»). Тогда он впервые проходил по уголовному делу, в рамках которого «кинул» потерпевшего при сделке купли-продажи автомобиля.
В 1986 г. открыл производственный кооператив «Металл», в 1988 г. сменил профиль и зарегистрировал консультационно-информационный кооператив «Инфэкс». По воспоминаниям современников, главным образом через кооператив проходили темные сделки по реализации сигарет и компьютерной техники.
В 1989 г. совместно с американскими партнерами из «Арнольд и Портер» открыл проект «Мост». Отсюда со временем и выросла медиа-империя, повлиявшая на Россию 90-х и частично сохраняющая влияние до сих пор.
В 1992 г. возник холдинг «Группа "Мост"». К 1997 г. постоянно растущий «Медиа-Мост» включал в себя 42 компании, среди известных СМИ туда входили телеканалы НТВ и ТНТ, радиостанция «Эхо Москвы», газета «Сегодня», журналы «Итоги», «Караван историй», «7 дней».
В это же время Гусинский имел отношение к разработке проекта концепции денежно-кредитной системы России (помните, что такое «дефолт»?), а его «Мост-Банк» стал уполномоченным банком правительства Москвы. Сотрудничество с мэром столицы принесло Гусинскому сотни зданий и территорий в центре Москвы практически за бесценок. Тогда состояние олигарха-многостаночника оценивалось в сотни миллионов долларов.
Работавшее под его руководством НТВ, на котором начинал карьеру, например, «усатый, звездно-полосатый» Евгений Киселев, представляет отдельный интерес. В 1995-96 гг., в Первую чеченскую войну, компания занимала настолько откровенно антироссийскую позицию, что ею заинтересовался отдел психологических операций ГРУ. Специалисты ведомства подсчитали, что около 80% кадров боевых действий было снято со стороны чеченских боевиков. Канал любил смаковать разрушения, в которых «виновата Россия», предоставлял время для вещания Дудаеву, Масхадову, другим лидерам сепаратистского движения.
Даже либерально настроенный Альфред Кох удивлялся наглости Гусинского: «Я прекрасно помню, как в разгар Первой чеченской войны в 1995 году НТВ практически неприкрыто поддерживал чеченских боевиков, показывая действия федеральных властей, но замалчивая зверства моджахедов, которых было, по меньшей мере, не меньше, и начались они значительно раньше, ещё до открытой фазы конфликта… Гусинский никогда не скрывал, что у него были прайс-листы, которые олигархи должны были оплачивать… Он говорил: "А что я могу сделать, мне же надо как-то жить"».
В июне 2000 г. Гусинский был задержан и обвинен в мошенничестве. Однако в Бутырской тюрьме провел всего три дня, после чего, нарушив подписку о невыезде, уехал в Испанию. Там его несколько раз задерживали, но до суда дело никогда не доходило. Показательный момент: в августе 2003 г. Интерпол задержал Гусинского в Греции и уже посадил в тюрьму до суда, но в дело вмешался бывший президент США Джордж Буш. Он заявил, что преследование Гусинского политическое, а не уголовное, и того послушно отпустили, удалив из базы Интерпола.
В 2008 г. Гусинский приложил руку к появлению на Украине телеканала «TVi» — одной из ударных площадок «майдана», инвестировав в него $12 млн.
Также Гусинскому принадлежали компании «Новый русский сериал», «Форвард фильм», «Кинопроизводственный центр» и «Прогресс студия», за время работы выпустившие около 500 сериалов, в том числе нашумевшие «Улицы разбитых фонарей», «Агент национальной безопасности», «Тайны следствия», «Ментовские войны». Высока вероятность того, что он сохраняет причастность к производству многосерийной «жвачки», которую в результате смотрит русский потребитель и почему-то продолжают показывать национальные телеканалы.
Помимо этого, Гусинский владеет пакетом акций израильской медиагруппы Maariv и компанией New Media Internet. Известно, что прибыль, получаемую от продажи сериалов в РФ, он вкладывает в недвижимость Канады.
С середины 2000-х Владимир Гусинский не дает интервью, соцсети не ведет и никак не обнаруживает свою мировоззренческую позицию. Но его связь с силами, которые «заказывали музыку» в период «семибанкирщины», очевидна, да и старых преступлений хватит не на одну отсидку.
А самое интересное здесь — понять, почему руководство российских телеканалов спокойно сотрудничает с компаниями, принадлежащими человеку, который в РФ находится в розыске уже больше 20-ти лет. Это так принято? Правда, интересно получается?