Вадим Останин. Агент Навального в Алтайском крае
В период после «болотных» беспорядков 2011 г. в РФ была создана целая сеть организаций, фондов и различных НКО, задачей которых был подрыв авторитета власти, провокация общественных беспорядков и в конечном итоге (к счастью, этого не случилось) организация государственного переворота.
Агенты этих структур часто становились героями громких скандалов и судебных дел. Но были и обычные «рабочие лошадки», которые организовывали функционирование сети на местах.
Один из таких — Вадим Останин, родившийся 01.10.1976 г. Жил в городе Бийск. Сотрудничал с КПРФ, позже перешел в «Яблоко». В 2008 г. пытался избраться в качестве депутата местной городской Думы.
С 2017 г. начал сотрудничать со структурами Алексея Навального. Активно раскручивал тематику «Фонда борьбы с коррупцией» (в 2019 г. эта организация объявлена иноагентом, в 2021 г. — ликвидирована).
Летом 2017 г. Останин организовал митинг в рамках одного из «расследований» ФБК под названием «Он вам не Димон». Тогда около 500 жителей города вышли на улицы с протестными лозунгами. «Мы начали готовиться за месяц: подали 10 уведомлений на разные локации и часы проведения. Сразу же заказали в типографии 10 000 листовок, занялись арендой звуковой аппаратуры и поиском российских флагов. Как только нам напечатали листовки, наши волонтеры начали раздавать их на улицах Бийска. Потом мы с Семёном занялись рассылкой в социальных сетях, писали всем нашим сторонникам. Оставалось только ждать 12 июня — мы знали, что наши горожане нас не подведут», - так Останин описывал подготовку к акции в одном из своих интервью.
Вообще, к уличным акциям и разного рода беспорядкам Останин имел самое непосредственное отношение. В 2019 г. стал координатором штаба Навального в Барнауле.
В январе 2021 г. в центре Барнаула состоялась несанкционированная акция в поддержку Навального, арестованного за нарушение испытательного срока. Организацией митинга занимались координатор Вадим Останин и волонтеры штаба. «Барнаульцы вышли на улицы города за свою свободу, за свободу Алексея Навального. Люди не испугались морозов и задержаний, тысячи свободных и смелых человек прошли шествием по Ленинскому проспекту за прекрасную Россию будущего. Протестная акция стала самой массовой в новейшей истории Барнаула», - говорил Останин.
На деле же то мероприятие характеризовалось участием большого количества несовершеннолетних и студентов, которые блокировали дорожное движение и провоцировали полицейских.
Сеть организаций Навального (уже упомянутый ФБК, «Фонд защиты прав граждан», общественные инициативы вроде «РосПил») была направлена именно на то, чтобы раздувать общественный резонанс от так называемых «расследований коррупции». Только в рамках ФБК их было выпущено 146, и каждое — это попытка провокации протестных действий. Внутри этой организации работало более 40 штатных сотрудников. Она была структурирована по отделам и службам. Например, «Отдел расследований», «Юридический отдел», «Социологическая служба» и т.п. По сути, речь шла о революционной организации нового типа, созданной на деньги западных фондов.
Такие как Останин нужны были в большей степени в качестве будущих заключенных. То есть, сама последовательность действий приводила к проблемам с законом, а после того, как они начинались, структуры Навального разворачивали пафосные кампании по «защите» тех, кого они использовали и подставили. «Вадим боролся с коррумпированной властью в Алтайском крае, организовывал митинги, вместе с командой выпускал хорошие расследования. Вадим — очень храбрый человек. Менты пытались сломать его и заставить пойти на сделку со следствием — он отказался», - писали телеграм-каналы «команды Навального».
В 2021 г. Останин получил меру пресечения, связанную с запретом общественной деятельности, но продолжал конспиративно работать. В конце января 2022 г. Росфинмониторинг внес его в список экстремистов и террористов.
Весной 2022 г. Останин был арестован за попытку скрыться от сотрудников правоохранительных органов. В июле 2023 г. Центральный районный суд Барнаула приговорил его к 9-ти годам лишения свободы по статьям об организации экстремистского сообщества (ч. 1 ст. 282.1 УК) и участии в некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан (ч. 3 ст. 239 УК).
Интересную характеристику деятельности Останина дал общественник Виталий Серуканов: «Останина можно охарактеризовать как пример «спящей» агентуры, которая притаилась где-то на периферии. Это классический потенциальный экстремист, который мог в любой момент включиться в полную силу — да, собственно, на суде и были представлены примеры его текущей экстремистской деятельности на территории Алтайского края».
Сам Останин какое-то время пытался юлить: «Уголовное преследование у меня, по сути, за то, что я работал координатором штаба Навального еще до признания штабов и ФБК экстремистскими организациями. Кроме этого, следствие считает, что я и дальше продолжал деятельность в команде Навального, конспиративно якобы. Однако доказательств этому в деле не присутствует».
В августе 2024 г. сразу после обмена заключенными в сетях появились фотографии Останина вместе с Ильей Яшиным и Владимиром Кара-Мурзой в духе «старая гвардия снова в сборе».
Показательно, что эти снимки сделаны в военной больнице в Кобленце, куда извлеченный Западом обменный фонд был доставлен для переформирования протестных потоков.
Скорее всего, мы не увидим громких пресс-конференций с участием Вадима Останина. А вот автором в отдел написания методичек по организации протестов или специалистом в одну из антироссийских институций он вполне сгодится. Так уж устроены законы жанра.