

Галина Юзефович: уволена или нет?
13 июля 2023 г. Высшая школа Экономики (ВШЭ, «Вышка») объявила об увольнении своего профессора, литературного критика, ярой русофобки и ЛГБТ-пропагандистки Галины Юзефович.
24 февраля 2022 г., в день начала Специальной военной операции России на Украине, Юзефович заявила: «Над домами моих друзей на Украине летают ракеты. Мои друзья собирают тревожные чемоданчики и сидят в укрытиях. Это невыносимо. И делается на мои налоги, от моего имени. Негодяи, захватившие власть в моей стране, рушат жизни людей на Украине и в России. Нет войне».
Апеллировать в разговоре с такими людьми к тому, что на Донбассе снаряды к тому моменту рвались уже восемь лет, бессмысленно — друзей у Юзефович и ей подобных там нет по определению. Они-то и на Украине появились потому, что она пошла войной на Русский Мир, с которым Юзефович сражалась последовательно и сознательно, подрывая, как известная героиня басни Крылова «Свинья под дубом», корни русской культуры.
Юзефович учила студентов: «Если ты приходишь и говоришь: «Здрасьте, я новое слово в современной литературе, мой любимый писатель — Гончаров, а последний, которого я читал, — это Довлатов», — то ты попадаешь в невыигрышную позицию, ты оказываешься вне своего времени. Современный писатель — это человек, который живет сегодня, который понимает, что происходит в литературе, что читают, что пишут, о чем говорят. Ведь литература в нашем понимании — это не башня из слоновой кости, в которой ты сидишь и пишешь в вечность, это отчасти медиа».
«Мы учим людей, которые в идеале должны влиться в литературное сообщество, литературный процесс. Им не очень важно, что происходило пять лет назад, даже три года назад, им важно понять, на каком свете они сейчас. Если они пишут сами, они должны читать тех людей, которые пишут одновременно с ними».
То есть литература, да и культура в ее понимании – это нечто ситуационное, не имеющее корней, фундамента и вообще какой-либо основы. Как облачко — ветер подул, и оно уже изменило очертания.
А откуда дует ветер для Юзефович, очевидно. Вот она встала на защиту ЛГБТ-книжки про «нетрадиционных пионеров» («Лето в пионерском галстуке»), назвав этот бумажный шлак «успешной и доброй книгой, нужной многим читателям». В 2015 г. она начала PR-компанию лживой и русофобской книги Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза», которая в 2020 г. экранизировалась в формате сериала и вызвала возмущение аудитории. После присуждения Светлане Алексиевич Нобелевской премии за цикл «Голоса утопии» критик написала хвалебную статью-рецензию довольно бездарному произведению.
Сама Юзефович утверждала, что писатели не занимаются бизнесом. Она и не писатель, и бизнес у нее шел неплохо. Русофобскую, содомитскую литературу она рекламирует вполне сознательно, но не бескорыстно. Вот, например, зависли у некоего издания книги Андрея Битова, и Юзефович на своих ресурсах, за долю малую, начинала их двигать. Очень просто: несколько раз она объявляла Битова «самым европейским писателем». Что бы эта абракадабра ни значила, но на либеральную публику эти слова действовали магически — продажи начинали расти.
Хотя «черный пиар» редко заказывают в торговле, им важнее что-то своё сбыть с рук, но Юзефович занималась и этим в отношении книг тех авторов, что она относила к числу патриотов и «русских националистов». И тут, возможно, она действовала совершенно бескорыстно.
Ее отношение к русскому окружению очень показательно. «Мы выбрали еврейский садик, просто потому что он был очень хорошим. Не то чтобы я специально мечтала отдать ребёнка поближе к еврейским традициям, мне просто хотелось, чтобы сын попал в такое место, где его станут любить и не будут обижать, а вокруг будут симпатичные, нормальные и любимые дети», - рассказывает Юзефович, давая понять, что «русский» московский детский сад, даже и платный, ничего подобного дать не может.
Юзефович с увлечением рассказывает о своих «еврейских корнях»: «Я еврейка наполовину: у меня папа еврей, а мама вообще нет. Папина часть моей семьи происходила из совершенно ассимилированных евреев — в том смысле, что на идише не говорил уже мой прадед. Его отец был еврейским купцом третьей гильдии, что вообще была большая редкость». И при этом вполне сознательно врет. Абрам Юзефович не был ее дедом, вернее, родным дедом.
«Отец Леонида Юзефовича – не еврей, кстати, а армянин. Последние два года войны прослуживший в СМЕРШе. Палачом, не в переносном смысле. Ну, знаете, - это не как кричат про всех подряд - "сталинские палачи" и т.д. А в прямом смысле. СМЕРШ - это не военная разведка, а военная контрразведка. Для контрразведки нужны профессионалы тоже, чтоб контрразведствовать. А если туда берут непрофессионала, то только на "грязную работу" - пытать и расстреливать.
Леонид Юзефович часто об этом сам рассказывал. Написал, что не общался с отцом вообще, встретился с ним только в тридцать лет, получил от него "странный подарок" и после этого не общался опять.
А знаете, что это был за "странный подарок"? Это была горсточка золотых зубов. Вещь пусть и ценная по советским временам, но неприятная. Я покопался по доступным мне базам данных. Оказывается, дедушка Галины Леонидовны славился в СМЕРШе особой жестокостью. А злые языки утверждали, что для этого было сугубо денежное основание. Ну, это в Средние века палачи на законных основаниях получали себе одежду казнённых и т.д., а в советские годы так было нельзя. Пусть предателя и нужно расстрелять, но золотые зубы нужно сдать по описи в госфонд. И вокруг много глаз, которые за этим следят. Зато если ты начнёшь стрелять нарочито мимо, чтоб жертва орала и плевалась кровью, мало кто выдержит это зрелище. И палач остаётся один на расстреле с жертвой и её зубами», - поделился тайной Юзефович Эрик Лобах.
Понятно, что ей гораздо приятнее числить своими предками еврейских купцов, чем советский вариант унтера Фенбонга (персонаж «Молодой гвардии» Фадеева, гитлеровец, собиравший золотые коронки казненных).
Весной 2022 г. Юзефович выехала за границу. «Мы должны быть уверены, что моего мужа и старшего сына не мобилизуют, а меня не посадят. Не то чтобы я сильно кого-нибудь дискредитировала, но я ни в чем себе не отказываю и говорю так же, как говорила раньше. Я человек довольно миролюбивый, но понимаю, что многое из сказанного мною может быть интерпретировано как враждебное по отношению к нынешней российской власти», - объяснила она свой шаг.
И руководство ВШЭ пошло ей навстречу! Она продолжала считаться преподавателем ВШЭ и вести лекции для студентов онлайн.
Сейчас под давлением общественности было объявлено о ее увольнении. На это сама Юзефович откликнулась так: «Я с некоторой озадаченностью уже второй день читаю о том, что меня уволили из Высшей школы экономики. Какое-то странное медиа получило комментарий из пресс-службы Вышки, которая, в общем, сказала чистую правду: уже год я не являюсь штатным сотрудником университета, мой профессорский контракт действительно не был продлён ещё в 2022 году. В остальном же все в порядке, спасибо, так что ликовать или, напротив, сожалеть по поводу моего увольнения то ли рано, то ли поздно. Времена сейчас такие, что никто не может прогнозировать даже ближайшее будущее, но пока так».
Поскольку все это время она продолжала работу в «Вышке» как внештатник, вполне вероятно, что никакого увольнения и не было. Так что слухи о начале оздоровления Высшей школы экономики, похоже, сильно преувеличены.