Петр Авен. Ненависть к русским по наследству
Российские олигархи бегут спасаться в Россию, сообщает Bloomberg. Один из кандидатов на возвращение — совладелец «Альфа-Групп» Петр Авен, который пока живет в Латвии, но местные власти угрожают аннулировать его паспорт и гражданство. В Риге забыли о многомиллионных инвестициях миллиардера и игнорируют латвийские корни олигарха.
Дед Авена по отцовской линии – действительно из Латвии. Янис Авен служил в дивизии латышских стрелков, которые подавляли большинство восстаний русских крестьян в Центральной России. Сам олигарх в декабре 2014 г. признавал: «Я считаю, что латыши сыграли ужасную роль в российской революции. Во-первых, для них это была чужая земля, и именно так они к ней и относились. В деле по обвинению моего деда я читал донесения о том, что "он смеялся и издевался над русским народом"».
Исходя из биографии самого миллиардера, он унаследовал подобное отношение к русским.
Родился Авен в 1955 г. Учился в элитной Московской физико-математической школе №2, которую в народе называли советским «Царскосельским лицеем». С единственным отличием от заведения XIX века — в школе 90% учеников и учителей были евреями. Сам Авен по материнской линии — также еврей. Он окончил экономический факультет МГУ, в 1980 г. защитил кандидатскую диссертацию, затем работал во Всесоюзном НИИ системных исследований, где сидел в одном кабинете с Егором Гайдаром. Текст докторской диссертации опубликовал в 1988 г. под редакцией будущего олигарха и близкого соратника Бориса Березовского.
Устроился научным сотрудником Международного института прикладного системного анализа Австрии и одновременно числился советником Министерства иностранных дел СССР. В 1991 г. Гайдар позвал Авена в правительство, предложив ему пост председателя Комитета внешнеэкономических связей в ранге первого заместителя министра иностранных дел РСФСР. В январе 1992 г. Авен возглавил Министерство внешних экономических связей РФ, с мая по сентябрь 1992 г. был одновременно председателем Межведомственной комиссии по ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле).
Принимал непосредственное участие в приватизационном грабеже ресурсов России. Под его руководством министерство курировало приватизацию таких ключевых предприятий СССР, как, например, «Союзнефтеэкспорт» (ныне — «Нафта»). Эта организация, чья зарубежная собственность оценивалась в $1 млрд, осуществляла до 70% сделок страны по экспорту нефти. А приватизировали компанию за $2 тыс., акции достались бывшему руководству «Союзнефтеэкспорта» и ведущим чиновникам министерства.
Главной статьей дохода Авена стала связь между государством и бизнесом. Министр торговал инсайдерской информацией. А после ухода с ведомственного поста в 1992 г. продолжал заниматься тем же в частном порядке — создал компанию «Финансы Петра Авена» (ФинПА), которая консультировала по российским зарубежным долгам. Например, в 1994 г. Авен, узнав в правительстве о надвигающемся обвале рубля, помог значительно обогатиться «Альфа-групп». Незадолго до этого он познакомился с Михаилом Фридмана, которому нужны были связи бывшего высокопоставленного чиновника. Отдав Фридману 50% акций ФинПА, Авен стал обладателем 10% акций «Альфа-групп», для него также создали пост президента «Альфа-банка». Государственные долги России «Альфа-банк» скупал за 25-30% от их стоимости, а потом получал за них от страны полную сумму. Друг Авена в 2000-2004 гг., премьер страны Михаил Касьянов распоряжался в первую очередь выплачивать те долги, которые купил «Альфа-банк».
Авен плотно контактировал с американскими чиновниками, получал кредиты США на свои проекты. Его влияние росло, в начале 2000-х гг. олигарха называли «новым Березовским» и «кремлевским кукловодом».
Сделав огромное состояние в РФ, занялся выводом капитала за рубеж и в офшоры. Вывез из страны, в том числе, крупнейшую коллекцию русского искусства начала XX в. Часть полотен Кандинского и Шагала украшает его британский особняк. Уникальные экспонаты, которые оцениваются в $500 млн, Авен выставил в своем особняке в Риге, превратив его в частный музей.
Так бы и вывозил он российские богатства, пока не началась Спецоперация ВС РФ на Украине.
25 февраля 2022 г. Авен сбежал из Москвы в Лондон доказывать лояльность и спасать имущество. Однако его все равно обвинили в связях с Кремлем, ввели против него санкции, заморозили счета. За несколько месяцев после СВО его состояние, по данным Forbes, сократилось с $5,3 до $4,2 млрд.
Британские замок и пентхаус обыскали офицеры Национального агентства по борьбе с преступностью. Авена подозревали в попытках обхода санкций и отмывании денег. «Наш бизнес полностью разрушен. Все, что мы строили 30 лет, сейчас полностью в руинах. Смогу ли я теперь оплатить даже самые элементарные счета? Смогу ли нанять уборщицу или водителя? Я не вожу машину. Может, моя падчерица будет водить. Мы не понимаем, как выжить», - скорбел Авен.
Российские миллиардеры не могут повлиять на Владимира Путина, поэтому наказывать их санкциями несправедливо, жаловался олигарх в интервью Financial Times, сидя за роскошно накрытым столом. По его словам, «Альфа-Групп» старалась быть «абсолютно вне политики».
В июле 2022 г. Авен решил покинуть страну, в аэропорту Лондона его в течение 3-х часов допрашивала полиция. Тогда, как пишет Bloomberg, олигарху задали вопрос, почему он и его партнеры инвестировали миллиарды на Западе? «По ошибке!» - признал олигарх.
Ему пришлось сложить с себя полномочия председателя «Альфа-банка», безропотно отдать украинский филиал организации Киеву. Авен устранился от управления международной инвестиционной компанией LetterOne. Его выгнали с поста попечителя британской Королевской академии.
Не спасли такие факты, как сбор на нужды ВСУ, которые украинский филиал «Альфа-банка» вел с первых дней СВО. Дивиденды с прибыли LetterOne также направлялись в пользу украинских боевиков: перечислено свыше $50 млн. Не помогли личные пожертвования Авена в размере $10 млн еврейским организациям, поддерживающим украинских беженцев. Более того, как рассказал главный раввин Украины Яков Блайх, в мае 2022 г. Авен вместе с Фридманом выделили Киеву €150 млн.
Этим заслуги Авена перед Западом не ограничивались. Как выяснилось, он щедро спонсировал пятую колонну в РФ. Его «подвиги» перечислил в письме главе внешнеполитической службы ЕС Жозепу Боррелю иноагент Леонид Волков, один из лидеров Фонда борьбы с коррупцией (организация-иноагент, запрещена в РФ). Вместе с другими иноагентами он просил снять санкции с основателей «Альфа-банка» и пересылал приложение с перечнем антироссийских дел Авена. Это сработало.
Летом 2023 г. лондонский суд смягчил санкции против олигарха. Власти Великобритании даже разблокировали часть его средств и повысили лимит возможных трат. Единовременно ему выплатили £388 тыс. на погашение неотложных долгов, а также назначили ежемесячное пособие £60 тыс. на обслуживание его британской недвижимости. Один только замок в графстве Суррей, который был возведен за £43 млн, ежемесячно требует £45 тыс.
Вслед за англичанами милость проявили итальянцы. В палаццо Авена на Сардинии, которое было арестовано, позволили жить родственникам олигарха. Однако пока остаются вопросы со швейцарской недвижимостью и латвийской собственностью. Под арестом его поместье «Клаугу» и частный музей в Риге.
В августе 2023 г. премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш сообщил, что Авен может быть лишен гражданства. У него также отобрали высшую государственную награду, которую он получил за выдающиеся заслуги перед страной в 2012 г., Орден трех звезд. Олигарху вновь приходится унижаться, повторять, что живет он в Латвии уже больше года и является налоговым резидентом страны, с которой его семья исторически связана. Авен напоминает о том, что стал гражданином Латвии «задолго до конфликта на Украине», в 2016 г. Он намекает на то, что предвидел нынешнюю политику Москвы, поэтому личные обстоятельства и соображения, связанные с работой, подтолкнули его задуматься о переезде «на землю его предков». Сюда он вложил не один миллион из денег, «заработанных» в РФ.
Несмотря на предательство, Авен продолжает получать огромную прибыль с российских проектов. Не исключено, что он также помогает украинским неонацистам. Олигарх так ничему и не научился, тщетно пытаясь сойти за своего в западном мире.