Машины по штамповке оппозиции
Западное финансирование пятой колонны в системе российского образования ведется на протяжении нескольких десятилетий. Спонсоры успешно действуют в нескольких направлениях — формировании либеральных элит и протестной прослойки среди молодежи. Основные усилия нацелены на ведущие университеты страны и приоритетные факультеты.
Это касается факультета журналистики МГУ, выпускники которого занимают места в ведущих СМИ и призваны влиять на общественное мнение. В качестве результата показателен недавний скандал. 23 сентября 2022 г. студент третьего курса Степан Антропов пришел в университет с флагом ЛНР и в футболке с символом Z. После этого ему устроили травлю в социальных сетях с проклятиями и пожеланиями стать удобрением для полей Донбасса.
Второй жертвой стал студент четвертого курса, сотрудник RT Марк Лужковский, которого избили у стен университета за поддержку Z-акции Степана.
Реакция от руководства факультета появилась лишь после того, как о скандале заговорили в СМИ. Декан Елена Вартанова заявила об огорчении из-за неприятия патриотической позиции Антропова. Ни одного призыва прекратить оскорбления в адрес Степана или требования извинений не последовало.
Инцидент, типичный для факультета журналистики – в начале спецоперации на Украине из окна корпуса факультета вывесили простыню с антивоенным лозунгом. Никто здесь не возмущался проявлению таких политических взглядов, потому что они соответствовали генеральной линии деканата. Еще год назад на подготовительных курсах будущим абитуриентам преподаватели настойчиво рекомендовали получать политическую информацию исключительно из таких источников, как радиостанция «Эхо Москвы», телеканал «Дождь», «Новая газета» и интернет-сайт «Медуза» (признаны иноагентами в РФ).
Громкий скандал произошел семь лет назад, когда родители абитуриентов подали сотни апелляций, в том числе из-за того, что на творческом конкурсе ребят отправляли домой из-за несогласия с либерально-оппозиционными взглядами. Тогда же студентам запрещали писать курсовые и дипломы на тему воссоединения Крыма с Россией, так как полуостров «не признан мировым сообществом, поэтому не является частью РФ».
Сегодня в традициях факультета – отправлять жалобы на педагога, который предложил написать эссе о гибели Дарьи Дугиной.
Эти скандалы имеют прямое отношение к декану. У Вартановой много зарубежных регалий. Она — доцент университетов Хельсинки и Тампере (Финляндия), эксперт Совета Европы, директор Центра по изучению СМИ Финляндии и Скандинавии, входит в правление сети кафедр ЮНЕСКО по журналистике и коммуникациям.
Вартанова вела проект «Медиаграмотность для преподавателей журналистики на постсоциалистическом пространстве», который реализуется не в Москве, а в Киеве и Львове. В результате под руководством Вартановой студентам навязывается политическая цензура с западно-украинским уклоном, а факультет журналистики МГУ превратился в машину по штамповке оппозиции.
Похожая ситуация наблюдается в Высшей школе экономики. Это один из наиболее интегрированных в западное пространство вузов России. С самого основания он активно пользовался финансовой поддержкой из-за рубежа, в том числе Фонда Сороса. В 1991 г. будущий министр экономики РФ Евгений Ясин и Ярослав Кузьминов (был также директором фонда Сороса «Культурная инициатива») начали создавать концепцию нового вуза, который призван нести леволиберальные взгляды в будущее страны.
Важность кадров ВШЭ состоит в том, что около 45% выпускников становятся аудиторами и финансовыми аналитиками, которые своими рекомендациями оказывают влияние на экономическую ситуацию в стране. Это учебное заведение имеет непосредственное отношение к государственной политике РФ. Ученые ВШЭ внесли вклад в создание стратегий «развития» в различных областях. Их «достижения» — увеличение пенсионного возраста, повышение налогов на автотранспорт, монетизация льгот, вовлечение России в ВТО, рекомендации по сокращению социальных расходов бюджета, в первую очередь, на материнский капитал.
ВШЭ — разработчик реформы образования. Здесь готовились методические рекомендации по введению ЕГЭ, Болонской системы, предполагающей полный разрыв с российской и советской традицией образования и создание школы двух коридоров: для немногочисленной элиты и для массы людей-функций, «квалифицированных потребителей». Все идеологические, кадровые и финансовые пути реформы проходили через ВШЭ. Здесь разрабатывался компетентностный подход, который рекомендует учить детей не фундаментальным знаниям, а навыкам самопрезентации и командной работы.
ВШЭ обосновала необходимость привлечения трудовых мигрантов в Россию. 5 июля 2016 г. в Москве прошло заседание рабочей группы при Экономическом совете при президенте по направлению «Приоритеты структурных реформ и устойчивый экономический рост». Ректор ВШЭ Кузьминов выступил с русофобским докладом «Человеческий капитал как ресурс развития России в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Суть выступления: человеческого капитала в России нет, поэтому никаким ресурсом он не является. Русские пьют, зато от мигрантов страна получает многое. Поэтому основная задача состоит вовсе не в том, чтобы воспитывать и удерживать образованных граждан, а в том, чтобы создавать условия для импорта квалифицированных специалистов из-за рубежа.
Пример того, кто работает или ранее трудился в ВШЭ – профессор факультета филологии Майя Кучерская, которая, окончив МГУ и Калифорнийский университет, преподает курс «Русская литература второй половины XIX века», известная скандальными эпитетами: русская классика — «пафосная муть и стариковский окаменелый кал».
Хорошо известны высказывания в Facebook преподавателя риторики на факультете гуманитарных наук ВШЭ Гасана Гусейнова в октябре 2019 г. о русском языке: «В Москве, с сотнями тысяч украинцев и татар, киргизов и узбеков, китайцев и немцев, невозможно днем с огнем найти ничего на других языках, кроме того убогого клоачного русского, на котором сейчас говорит и пишет эта страна». До этого Гусейнов поддержал заявление американской писательницы Сьюзен Зонгат о том, что захват заложников на Дубровке — «национально-освободительная борьба чеченского народа».
Профессора не наказали. Его контракт с ВШЭ закончился 1 сентября в 2020 г., и он вошел в коллегию только созданного Свободного университета. Основателями выступили другие преподаватели Школы философии Виктор и Юлия Горбатовы, Кирилл Мартынов и профессор факультета права ВШЭ Елена Лукьянова (участница Антивоенного комитета России беглого олигарха Михаила Ходорковского, проживает в Латвии), с которыми вуз также не продлил контракт. Это заведение до сих пор работает, формируя из студенчества протестные кадры, выпускает заявления, где приветствует британские университеты, которые «продолжают сотрудничество с отдельными учеными».
Атмосфера и политика вуза дают результаты: студенты ВШЭ — активные участники несанкционированных и антироссийских митингов. В настоящее время более 3 тыс. студентов, испугавшись мобилизации, собираются массово эмигрировать из России, но при этом сохранив бюджетные места, льготы и стипендии. С этой целью решено шантажировать ректорат ради введения дистанционной формы обучения, а также для массового оформления академических отпусков.
В общем тематическом чате, где присутствуют также представители студенческих советов ВШЭ, обсуждают возможность побега в Европу или страны СНГ, то, как получить нужные справки путем обмана, во сколько обойдется взятка военкому. Здесь распространяются не только рекомендации по нарушению российского законодательства, но и фейки о спецоперации и сообщения, дискредитирующие власти.
Привлекательное заведение для деструктивных обучающих западных программ — Санкт-Петербургский государственный университет. История их проникновения в СПбГУ началась в 1999 г., когда стартовала программа «Искусства и гуманитарные науки», совместный проект с американским Бард-колледжем.
Это структурное подразделение Колумбийского университета, одного из самых влиятельных в США, в котором готовятся кадры для ЦРУ и проводников американского влияния в других странах. С 1975 г. колледж возглавляет дирижер Леон Ботштейн, сотрудничающий с Соросом. Он также является почетным главой попечительского совета Центрально-Европейского университета, который финансируется из многочисленных фондов Сороса. А в 2020 г. Ботштейн стал ректором глобальной сети университетов «Открытое общество», нацеленной на борьбу с «авторитарными режимами», а также инкубатором для выращивания «экологических активистов».
По данным издания The Wall Street Journal, Сорос назвал проект воздействия на молодые умы через свои образовательные программы «самым важным в своей жизни».
В СПбГУ был создан факультет свободных искусств и наук, который возглавил системный либерал и глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин. Эксперты, изучившие обучающие программы соросовских «университетов», утверждают, что посредством «свободных искусств» обществу навязываются не передовые западные модели образования, а программы для стран Третьего мира. Они должны прививать примитивные навыки, упрощенную систему взглядов, не давая при этом фундаментальных знаний. Цель — обрушить школу классического российского и советского образования. Молодых россиян привлекают перспективами обмена и студенческими стажировками.
В конце февраля 2021 г. руководство факультета свободных искусств и наук сообщило, что выходит из состава университета и становится самостоятельным высшим учебным заведением и юридическим лицом. Но уже вскоре Координационный совет некоммерческих организаций России обратился в Генпрокуратуру с целью проверить новый университет на предмет тесных связей с иностранными некоммерческими организациями, подконтрольными структурам Сороса и ведущими на территории России подрывную деятельность. Было отмечено, что это заведение игнорирует законодательство по противодействию экстремизму, а также оказывает негативное воздействие на сознание учащихся.
Американский Бард-колледж был объявлен нежелательной организацией на территории России, представляющей угрозу основам конституционного строя и безопасности государства. СПбГУ был вынужден разорвать действовавший более 20 лет договор о сотрудничестве. Из России по запросу ФСБ депортировали американского преподавателя Майкла Фриса, который курировал программу студенческого обмена между университетом и Бард-колледжем.
Все вышеперечисленные российские высшие учебные заведения до начала спецоперации на Украине активно участвовали в программе обмена, которую курирует фонд Ходорковского The Hill Foundation. Он выделяет гранты российским студентам на учебу в Оксфордском университете, где вербуются агенты для работы в британской разведке. Среди прошедших обучение много тех, кто активно занимается антироссийской пропагандой. Этот фонд заменил Khodorkovsky Foundation, который в течение 20 лет профинансировал 40 тыс. человек, а теперь ежегодно перечисляет на счета The Hill Foundation более £500 тыс.
Летом 2021 г. Генпрокуратура РФ признала работу Khodorkovsky Foundation и Oxford Russia Fund нежелательной, так как их деятельность представляет угрозу основам конституционного строя и безопасности страны.