Кристина Орбакайте. Червивое яблоко Содома
Не секрет, что современный шоу-бизнес является прямым отражением процессов, которые происходят внутри властного истеблишмента России. Фига в кармане для «деятелей культуры» — это, скорее, что-то почетное, чем недопустимое.
Кристина Орбакайте, родившаяся в 1971 г. в семье печально известной Аллы Пугачевой и циркового артиста Миколаса Орбакаса, с раннего детства была частью этой огромной машины. Как и многие дети элитных родителей, она имела заведомый доступ в систему, которая работала, по сути, уже на распад страны.
Дебютом Орбакайте стал фильм «Чучело», который сразу после выхода вызвал бурные дискуссии — слишком уж жестокими были показаны в нем советские школьники. И вопрос не в том, могло ли такое быть на самом деле. «Чучело» стало одним из маркеров начинавшейся «перестройки», в 1986 г. картине присудили Государственную премию СССР.
Позже, уже 90-х, Кристина Орбакайте и ее первый супруг Владимир Пресняков стали своего рода символами того, что «все развалилось, но вы не бойтесь». Жуткая массовая культура того времени как бы говорила всем: нет больше Родины, но зато смотрите, какая классная жвачка.
Воспитанная в этом духе богема до сих пор не думает, что можно было делать все как-то иначе. И уж точно не понимает, почему слова «свобода» и «заграница» не должны являться больше синонимами.
В недавнем интервью для американской редакции RTVI Орбакайте мягко, но достаточно ясно рассказала о своей позиции: «В Америку мы ездим регулярно. По крайней мере, три-пять лет постоянно с новыми программами. После 2015 г. у меня была новая программа и планы традиционно проехать с ней. И, естественно, была Германия, был Израиль, и уже предполагалась Америка, как всегда, потому что это три страны, которые неотъемлемая жизнь наша, наши гастроли, встречи с соотечественниками и поклонниками. И хорошо, что мы тогда не объявили Америку, потому что бедные Германия и Израиль. Там было четыре переноса, потом COVID, потом война через два года, и вообще уже не понимали, как, куда двигаться. Лед тронулся, потому что в июне 2024 г. все эти перенесенные концерты удались. Хотя и там сейчас сложная ситуация была...».
Соотечественники во всех перечисленных странах — это, конечно, бывает. И ситуации у людей в жизни складывались, конечно, разные. Но в этом интервью Орбакайте прямо апеллирует ко времени, когда «свободой» считалась жизнь в «варенках», произведенных в подвале комсомольского кооператива. «Я обожаю приезжать на гастроли в свободные страны. Когда зрители живут, радуются жизни, могут себе все позволить, могут работать, могут отдыхать, могут иметь свое мнение».
Ну, а Россия, конечно, страна несвободная: «В России всегда сложные времена. Всегда дефолты, всегда какие-то проблемы, и мы это все вместе переживали с моей российской публикой… И на сегодняшний день я просто хочу быть откровенной, просто хочу увидеть глаза, поделиться своими песнями с американской публикой, с публикой Канады».
У этого «творческого прозрения» Орбакайте есть два секрета. Первый очень прост: на фоне откровенно враждебной позиции по отношению к Специальной военной операции ВС РФ на Украине, продемонстрированной Аллой Пугачевой, общественность регионов России не захотела видеть и ее дочь. Организации ветеранов Афганистана в разных субъектах РФ подавали обращения и фактически сорвали турне, отменив концерты в Благовещенске, Улан-Удэ и Новосибирске. Сама певица в американском интервью комментирует ситуацию так: «В Питере был концерт в марте, в первое воскресенье весны. Мой заключительный концерт по России. Так получилось, что не вышло проехаться по России и я решила, что мы встретимся когда-нибудь в лучшей жизни… Но поскольку это было первое воскресенье весны, все поклонники мои и мамы приехали на концерт. Это был подарок от меня и от мамы нашим верным друзьям и поклонникам».
Ну и второй секрет. После поста в своих соцсетях (на фоне «фирменного» тогда черного квадрата) «Только Мирного Неба! Нет войне!» она не высказывалась о текущей ситуации, потому что нужно было завершить уже запланированные съемки и успеть получить гонорары. В 2023 г. у Орбакайте висело несколько финансово привлекательных ролей — «Любовь-морковь 4» и две части современной версии «Гардемаринов» (где она играла Екатерину Великую). Можно было бы, конечно, задать патетический вопрос – почему такое возможно в России в условиях идущих боевых действий. Но лучше озадачиться другими: а сколько еще таких актеров и певцов у нас осталось? И кто их прикрывает в этом бесконечном распиле государственных средств?
Сама же Орбакайте продолжает всячески подчеркивать, что она – «человек мира», и факт, что этот мир ополчился против России, видимо, смущает мало.
«Есть песня, которую мне предложили израильские авторы, и она написана именно на английском. Но я предложила им два варианта: русский и английский», - замечает она в интервью для «американских соотечественников».
Не говоря ничего прямо, Кристина Эдмундовна, конечно, хитрит. Оставляет себе лазейку (а вдруг еще какой контракт?). Но симпатии ее точно всегда на стороне тех, кто уехал: «К сожалению, сейчас молодежь наша, которая оказалась в такой сложной ситуации, им пришлось очень многим пожертвовать, очень многое бросить, то, чего они добивались в своей жизни, и идти опять искать себя, идти с нуля, жить другую жизнь, начинать с начала очень многое. Поэтому наша молодежь, те, кто переехали в другие страны — им, конечно, досталось». И тут расставляет акценты ведущий: «Но, как ты сказала, в свободном обществе это скорее случится, чем не случится, особенно если человек талантливый».
В общем, встретились так, поговорили два русских человека в другой, более свободной, чем Россия, стране.
В конце, как водится, о мечтах: «Самая большая мечта, наверное, сейчас у меня, у моих детей, у мамы это собраться в нашем доме в Москве всем вместе, не обязательно на какой-то праздник, а просто наконец-то собраться дома. Потому что конечно нас жизнь, судьба так разбросала, что мы не могли даже в это поверить и это представить».
И тут надо понимать. Для того, чтобы эта мечта сбылась, Россия должна потерпеть поражение. Тогда все, совершившие исход, вернутся и будут торжествовать. И торжество это будет означать наши слезы. Или смерть.