Евгений Кисин. Пианист-виртуоз. Спонсор неонацистов. Беснование в адрес русских
19 июля 2024 г. Минюст России внес в список иноагентов Евгения Кисина. Это первый случай, когда так отмечают всемирно известного академического музыканта. Но Кисин заслужил, и ждали этого решения с 2022 г. Пианист-виртуоз с самого начала Специальной операции ВС РФ на Украине собирает деньги и дает концерты по всему миру в поддержку украинских боевиков и неонацистов.
Кисин родился 10 октября 1971 г. в Москве. Уже в два года он не только подбирал на слух любые мелодии на фортепиано, но и импровизировал. Впервые выступил с оркестром, когда ему было 10 лет, сыграв 20-й концерт Моцарта. Через год дал первый сольный концерт. В 1987 г. он блестяще провел европейские гастроли вместе с Валерием Гергиевым. В 1988 г. Кисин сыграл Первый концерт Петра Чайковского вместе с Берлинским филармоническим оркестром и под руководством знаменитого дирижера Герберта фон Караяна.
При этом во многих интервью он рассказывает о том, как его притесняли в СССР за национальность. Родителям даже пришлось дать ему вместо отцовской фамилии Отман фамилию матери, иначе его бы не приняли в музыкальную школу. «Когда я был ребенком, то изо дня в день слышал от других детей во дворе следующие высказывания: "Мы из тебя сделаем шашлык по-еврейски!" (при этом мне показывали длинную железную палку), "Эй ты, еврейчонок, еврейская душа!"», - жаловался Кисин, рассказывая, что в 10 лет написал стихотворение «Я бедный еврей. Сколько горя испытывал я!».
Между тем, на популяризацию вундеркинда работала мощная советская система — по всей стране миллионными тиражами издавались записи его концертов. Если выступление — то в лучших залах и с лучшим оркестром. С детства он находился в центре общественного внимания, ни в чем не нуждался, получал овации и признание. Его семье выделили просторную квартиру в Сокольниках, привезли туда дорогой рояль от Музфонда. Кисин и его родители каждые каникулы проводили в санаториях Союза композиторов, хотя он и не являлся членом этой организации. Но «бедный еврей» убежден, что Родина ничего ему не дала.
В 1991 г. он уехал по приглашению в Нью-Йорк, хотя впоследствии рассказывал, что его вынудил это сделать процветающий в стране антисемитизм. Потом Кисин поселился в Европе, получил гражданства Великобритании и Израиля.
Двукратный обладатель премии «Грэмми» гастролирует по всему миру и получает баснословные гонорары. При этом к России у него особое отношение — смесь презрения и тоски. В 2005 г. заявил: «Цивилизованными я называю страны свободные, стабильные и процветающие — такие, как США, Канада, западноевропейские государства. О России этого, к сожалению, пока сказать нельзя. Никто не сомневается, что, например, в Швейцарии и через 100, и через 200 лет все будет в порядке, а в России никто не знает, "что день грядущий нам готовит"».
Но в 2013 г. Кисин рассказывал, как у него возникает иллюзия, когда он смотрит на Темзу с правого ее берега, с Вестминстерского моста, и кажется «все похожим на Москву-реку, где слева «Ударник», а справа вдали Кремль». И умереть он «хотел бы в доме своего детства в Москве, а похороненным быть в Иерусалиме».
В 2017 г. Кисин женился на ведущей «Радио Свобода» (СМИ-иноагент) Карине Арзумановой — дочери музыканта и педагога Евгения Либермана. И его заявления наполнились русофобскими штампами про «аннексию» Крыма, российских «оккупантов» и «сепаратистов» Донбасса. В 2021 г. он подписал обращение к властям России с требованием отпустить ныне покойного экстремиста и иноагента Алексея Навального, отбывавшего срок за финансовые махинации. В видеоролике под названием «Открытое письмо музыкантов накануне гражданской войны» на YouTube-канале «Дождя» (СМИ-Иноагент) Кисин призвал «освободить всех политических заключенных» в России и «остановить террор».
После начала Спецоперации ВС РФ на Украине его презрение к русским переросло в откровенную ненависть. Выяснилось, что пианист, которого ранее все считали человеком не от мира сего, знает много неприличных выражений, последними словами ругает президента РФ и поддержавших Спецоперацию музыкантов. По его мнению, все они «должны быть сурово наказаны, чтобы в будущем другим неповадно было».
Он жалуется, что больше не может наслаждаться русской музыкой так, как раньше, особенно той, в которой силен национальный элемент, например, произведениями Сергея Рахманинова. «Это очень русская музыка», поэтому Кисин решил «воображать себе, что российский народ восстанет и свергнет Путлера с компанией и что триумф в конце финала рахманиновского концерта — это именно триумф грядущей свободной России». Хотя лучше всего — запретить музыку, которая воспевает русские победы, например, увертюру Петра Чайковского «1812 год», «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского, в частности, последний номер «Богатырские ворота», потому что в названии упоминается «стольный город Киев», то есть «город изображается как столица России».
В июле 2022 г. Кисин обвинил западные страны в бездействии. Если бы против России применили санкции еще в 1999-2000 гг., «в ответ на геноцид в Чечне, то точно не было бы вторжения в Грузию и Украину», заявил он. После распада СССР Запад должен был поступить с Россией так, как «он поступил с Германией после падения нацизма: коммунистических лидеров должен был судить международный трибунал». «Запад должен был заставить Россию объявить вне закона коммунистическую идеологию, литературу и символику, построить десятки мемориалов жертвам коммунизма, постоянно каяться и выплачивать репарации многочисленным жертвам кремлевских бандитов: евреям, украинцам, эстонцам, латышам, литовцам, грузинам, полякам, чехам и многим другим; пятые колонны в Украине и странах Балтии должны были быть переданы России так же, как судетские и силезские немцы были переданы Германии после Второй мировой войны», - бесновался Кисин.
Он регулярно заявляет в интервью и на страницах в соцсетях о том, что Россия — «самая настоящая фашистская страна», в отличие от Украины, где «не только царит парламентская демократия, политический и культурный либерализм и пр.: 4 года назад на демократических выборах более 70% украинцев избрали своим президентом еврея». «Украина — антифашистская страна и антифашистское государство. И потому — слава Украине!», - скандирует еврей Кисин бандеровскую речевку.
Что касается Запада, то это, по мнению пианиста, «лучшее общество на нашей планете, и каждый, кто осмеливается противостоять Западу, а тем более бросать вызов священным принципам свободы и демократии, является дерьмом, которое, как и всякое дерьмо, заслуживает только одного: чтобы его как можно быстрее спустили в унитаз, чтобы оно не воняло и не портило жизнь хорошим людям».
Кисин прославился не только безумными заявлениями, но и щедростью, когда дело касается ВСУ. Он регулярно помогает украинским нацистам, выступает с концертами в Европе и США, собирая сотни тысяч евро и долларов. Первый концерт в поддержку ВСУ он дал в конце марта 2022 г. в президентском дворце в Берлине. После выступления ему позвонил президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер. И Кисин, по его словам, решил воспользоваться шансом «на что-то повлиять». «Умоляю вас, помогайте Украине, как возможно и как невозможно, посылайте ей как можно больше оружия», - просил он немца.
На концертах в пользу украинских нацистов Кисин любит играть Шопена, поскольку тот «был сыном народа, который тоже на протяжении многих лет и даже столетий становился жертвой русского шовинизма и империализма». По словам Кисина, еще в подростковом возрасте он «глубоко прочувствовал» ненависть Шопена к русским и уже тогда понимал, о чем его музыка. «Параллели очевидны. Раньше на протяжении многих лет украинцы были жертвами польского империализма, а теперь поляки помогают Украине и украинцам, потому что у них общий враг… Существует такая легенда, что ля-бемоль мажорный полонез Шопена посвящен битве под Гроховом, в которой поляки одержали победу над русской армией. И в этих концертах, во всяком случае, в некоторых из них, я играл, в частности, этот полонез и думал именно об этом и о грядущей победе Украины. Я так говорю, потому что считаю, что она обязательно должна состояться. Это будет и справедливо, и благом для всего человечества, в то время как поражение Украины, если, не дай Бог, оно произойдет, будет не только величайшей несправедливостью, но и величайшим злом, поражением для всего человечества», - утверждал Кисин.
Он стал первым в мире автором музыкального произведения о контрнаступлении ВСУ. В 2022 г. Кисин написал трио для скрипки, виолончели и фортепиано, посвященное победе Украины. И сам участвовал в его исполнении в Праге, Амстердаме, Веймаре, Милане, Гааге.
«В моем трио это зловещая путинская Россия, да еще и зимняя, где готовится война, которая вот-вот вспыхнет. И после этого тихого медленного зловещего вступления я изображаю вторжение армии в Украину, российские бомбардировки (…) А финал я начинаю с самого начала украинского гимна (...). И еще очень важный момент: третью тему финала я написал так: первая ее половина написана в украинском народном стиле, вторая — в еврейском. Это символизирует и то, что президент Украины еврей, и то, что израильские добровольцы сражаются в украинской армии, и то, что я сам еврей. И как еврей, как сын народа, который всегда был самой большой жертвой русского шовинизма, я всегда, еще с подросткового возраста, чувствовал солидарность с другими его жертвами. А сейчас самыми большими его жертвами являются именно украинцы (…) И к концу, перед кодой, у меня украинский гимн звучит целиком: так я изображаю контрнаступление украинской армии и грядущую победу Украины», - откровенничал Кисин в феврале 2023 г. в интервью своей супруге для «Радио Свобода».
Что тут скажешь, судя по всему, пианист тяжело болен. Русофобия основательно повредила извилины Кисина, который своим поведением давно опроверг знаменитую фразу Александра Пушкина: «А гений и злодейство — две вещи несовместные».