

Елизавета Гырдымова («Монеточка»). Сочувствует «погибшим от рук путинской армии»
Глядя на людей, родившихся в конце 90-х и уже успевших попасть в списки иноагентов, часто думаешь: ну, они-то, дураки, виноваты, что поддержали врага. Но где же в это время было наше государство? Где воспитательная и образовательная системы? Почему так много стало в стране планктона, который хотел кайфовать и потреблять, а теперь, когда начался процесс восстановления исторических границ, взбесился и начал кусаться? Что упущено?
Хороший пример такого мечтательного, возвышенного голоса молодежи «не от мира сего» — певица с собачьей/кошачьей кличкой «Монеточка», в миру Елизавета Гырдымова.
Родилась в Екатеринбурге (01.06.1998 г.). До середины «десятых» просто училась в школе. Играла на пианино, клавишных, сочиняла тексты. В 2016 г. опубликовала в ВК свой дебютный альбом, и он быстро набрал популярность у аудитории. Раздерганная музыка, странноватый вокал и тексты о несовпадении личности с реальностью оказались востребованным товаром.
В современных социологических разработках иногда используют термин «люди-снежинки», т.е. такие, каких нельзя трогать руками, чтобы не ломались и не таяли, настолько им болезненна жизнь в социуме. Все, что делает в плане творчества Монеточка — как раз об этом. Правда, «снежность» не мешает ей высказывать откровенное презрение к вещам, глумиться над которыми противопоказано в принципе. Например, на обложке альбома «Раскраски для взрослых» размещена издевательская картинка, изображающая икону.
Во многом именно отсутствие внутренней цензуры соцсетей и шоу-бизнеса дает выйти «за флажки» многим, кто мог бы при другом раскладе оставаться в социуме благодаря тому, что вовремя получил предупреждение: «Так делать нельзя». Но ВК, Яндекс.Музыка, МТС-музыка и другие многомиллионные платформы и тогда спокойно размещали эти «творческие продукты», и до сих пор сохраняют Гырдымову и многих других в своих базах. Слушайте, заражайтесь.
После школы Гырдымова поступила во ВГИК на продюсерский факультет, выпускала альбомы, собирала большие залы и в принципе всегда оставалась на примерно одной волне. Дела шли неплохо — удалось, например, купить квартиру в Басманном районе Москвы.
К мысли о том, что «Россия — государство-агрессор», она была готова задолго до начала Специальной операции ВС РФ на Украине (опять же — нам нужно на системном уровне пересматривать массовую культуру и то, какие ценности вбрасываются в головы и сердца молодежи через музыку, кино и соцсети). В 2018 г. совместно с Noize MC записали «антивоенную» песню «Люди с автоматами»:
Люди с автоматами хранят мой мир
Люди с автоматами хотят добра
Чтобы я работал и семью кормил
Чтобы по дворам смеялась детвора
Люди с автоматами не просто так
Людям с автоматами их кто-то дал
Чтобы защищать меня от атак
Чтобы предотвращать террор и криминал
Люди с автоматами нас спасут
От людей с автоматами, если что
«Плохих» людей с автоматами всех убьют
Из них «хорошие» сделают решето
А если всё-таки «плохие» вдруг победят
Значит просто «плохими» были не те
Это нам «хорошие» доходчиво объяснят
Перед тем, как забрать суверенитет.
В 2022 г. она и ее супруг Виктор Исаев собрали чемоданы, покинули Россию и поселились в Литве. Уже в апреле и мае 2022 г. они с тем же рэпером Иваном Алексеевым «катали» антивоенное турне, собирая деньги для Украины через польский благотворительный фонд.
Тогда же Гырдымова в сети публиковала:
Знают дети с малых лет,
Что такое буква «Z»,
Ведь не знать такое глупо,
Буква «Z» - это зал*па!
Русским своим поклонникам Монеточка петь уже не захотела, отменив концерты, запланированные в Новосибирске, Екатеринбурге, Казани и Уфе.
«Сегодня весь день в ленте – кадры из Бучи. Знаю, что многие дистанцируются от такого контента, но я считаю важным его увидеть. Рано или поздно нам нужно будет взглянуть на эти фотографии. Как ни прячься и как ни прячь, от этого общего опыта не получится отвернуться, мы вместе будем его пережёвывать. И однажды вывесим эти страшные фото в музее памяти жертв войны. От нас зависит, случится это через 10 лет или через 80. И то, сколько там будет таких фотографий. Я и сама была закрыта долгое время от такой информации. Посмотрите любые интервью, где мне задают вопросы о политике, и вы увидите, как страшно и дискомфортно мне было говорить про это. Я многого опасалась, и все политические убеждения прятала в метафорах, в творчестве, избегая прямого разговора. Сегодня мне даже прислали кусок интервью, где у меня спросили, буду ли я поддерживать позицию своей страны, если однажды случится серьёзная война с кем-то, и я ответила, что буду.
Тогда для меня у этого абстрактного слова не было тех бесчеловечных очертаний, которые я теперь вижу, и казалось, что, если так случится, значит будет веский повод. А ещё я всегда помнила один из главных тезисов Льва Толстого о том, что война, ведущаяся на своей земле — благородна, а на чужой — отвратительна. Запомнила хорошо, потому что писала об этом на ЕГЭ по литературе, за что получила хорошие баллы. Казалось, что мужчины в дорогих костюмах из телевизора тоже читали «Войну и мир». Можете ругать меня за те слова и за то, что я была труслива, я осознанно показываю вам эту свою сторону. Но призываю вот к чему: не бойтесь меняться, не бойтесь открыть своё сердце чужой боли — это кажется страшным, но вы будете вознаграждены, станете лучше и добрее, работа сердца — очень благодарная работа. И, конечно, не бойтесь зла! Бойтесь стать его частью». В сопровождении однозначных цветов посты Гырдымовой оказываются более чем понятными.
В мае 2022 г. она «дополнила картину», высказавшись против Великой Отечественной войны.
«С самого детства меня очень трогал День Победы, 9 мая. До сих пор в сети жив старый аккаунт на Стихи.ру с моими детскими (11-12 лет) стишками, посвящёнными ВОВ. Меня никто не заставлял их придумывать, это не было школьным заданием, я просто была искренне впечатлена, насколько может быть впечатлён ребёнок. Не знаю, что больше повлияло — фильмы, военные песни на хоре или рассказы бабушки, которая уже с трудом ходит, но до сих пор пытается разыскать пропавшего без вести брата Лёню, храня все его письма и фотографии в целлофановом файлике. Для меня это — великий день о великих Людях. Сегодня с трудом даётся эмоция гордости за великое прошлое, получается только скорбеть об убогом настоящем. О настоящем, где от этого подвига мы ушли так далеко, как только возможно, предав его главную ценность, оборвав, наглухо заколотив связь народов, объединившихся тогда вокруг общей боли. Горько».
Мир Гырдымовой стал однозначным в плане того, что Украина — это всегда хорошо, а Россия — совсем наоборот.
«Сейчас стала гораздо более прямолинейной. Могу испытывать такие сильные чувства, как гнев, злость, восхищение. Гнев — когда читаю новости об очередном обстреле. Восхищение — суперстойкостью своих друзей из Украины. Мы съездили в благотворительный тур с Ваней Нойзом, собрали большую сумму. Но такое ощущение, что это более важно для нас самих. Нам было бы морально хуже, если бы мы не поехали», - писала она в своих аккаунтах.
В реестр иноагентов при этом Монеточка попала только в январе 2023 г. Ну и, как говорится, окончательно выехала на столбовую дорогу европейской цивилизации. В одном из постов она написала: «Всё, что я делаю, все эти песни, все эти мои судороги — направлены только на то, чтобы Россия стала свободной, а в Украине был мир». А следующий поясняет, что «мир» — это, конечно, после поражения России.
«Никаких альтернативных вселенных с их вечными «если бы», никаких перемоток на восемь лет… сейчас мы здесь. И здесь мирные украинцы погибают в собственных квартирах от рук путинской армии. Прячьтесь за метафорами, вспоминайте подходящие цитаты великих людей, корчите рожи, рисуйте на дверях, выдумывайте факты… но я, и тысячи таких, как я, по-прежнему против».
Разумеется, не может быть никакого «свободного творчества» без поддержки модных в Европе половых извращений.
«Достали переживать за молодёжь, достали прикрывать этой «заботой» свои персональные потребности. Я знаю нашу молодёжь, её не развратит картинка из инсты, она не свихнётся от резкой сцены в сериале или от услышанной в рэп-треке нецензурной строчки. Потому что она нормальная, она классная и умная, в отличие от того жалкого образа, который рисуют её «защитники». Тем не менее, есть вещь, действительно способная сгубить психику целого поколения, уничтожить «навык» гуманизма, которая рушит институт семьи и снижает рождаемость уж точно похлеще вашего ненавистного ЛГБТ. И это война. Хватит защищать молодёжь от всякой брехни, защитите её от войны. А ещё от низкого уровня жизни, круглосуточного вранья и раболепства. Потому что это — настоящий позор. А не книжки, песенки, тусовки и компьютерные игры. Каждый день – как страшный сон. Любимые мои друзья и слушатели, берегите себя».
В общем, почти что «делайте любовь, а не войну». Только цвета всего этого – не совсем такие, как у хиппи.
Ну и еще одна необходимая грань «творчества» — солидарность с либеральной оппозицией и Навальным лично. «23 февраля —замечательный повод поблагодарить и поддержать настоящих защитников отечества, наших героев — Агора, Мемориал, ФБК, ОВД-инфо, Насилию.нет, Русь Сидящая, Такие Дела и множество других правозащитных организаций, фондов, центров и медиа-проектов. Спасибо, что, рискуя собой, защищаете свободу и безопасность своих сограждан! А своим слушателям предлагаю поздравить наших любимых защитников сегодня не только словом, но и донатом».
В общем, весь комплект в сборе. Если смотреть правде в глаза: Гырдымову-Монеточку до сих пор слушают в России. Влияют ли ее высказывания и посты в соцсетях на то, что думает и чувствует публика? Бесспорно. Почему ее песни остаются доступными в России? Непонятно.
Поэтому начать нужно тем же, чем начинался этот текст: в России необходимо пересматривать подходы к воспитанию, культуре и образованию. Чтобы людей с вывихнутыми мозгами было меньше. И уж точно нельзя давать доступа к аудитории иноагентам — за этим должно следить государство. Следить и бить по рукам «рынок», который при случае продаст все вокруг себя, включая и нас с вами.