Андрей Мельниченко. Офшорный олигарх лавирует

Андрей Мельниченко. Офшорный олигарх лавирует

«Король удобрений» качает ресурсы из России и выслуживается перед Западом

Непростые времена наступили для некоторых офшорных миллиардеров. Государство постепенно возвращает под свой контроль активы, которые отошли им в результате незаконной приватизации 1990-х и начала 2000-х. Показательными стали конфискация имущества и 12-летний тюремный срок для протеже Чубайса Михаила Абызова, которого обвинили в создании мошеннической схемы, позволившей выводить деньги подконтрольных российских компаний в офшоры. Неслучайно его друг и партнер по многочисленным махинациям, «король удобрений», основатель минерально-химического концерна «ЕвроХим» и Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК) Андрей Мельниченко заволновался и уже провел частичный вывод своих активов с помощью «русского офшора».

Для маскировки в Калининград с Кипра переехала компания Donalink Ltd, которая владеет небольшими долями в различных российских компаниях. Однако главные активы, приписываемые Мельниченко, по-прежнему спрятаны в офшорах. 92% СУЭК числится за кипрской AIM Capital SE, EuroChem Group AG зарегистрирована в Швейцарии. Параллельно Мельниченко обустраивает свои офшоры в Объединенных Арабских Эмиратах, получив в 2021 г. гражданство этой страны. 

Мельниченко родился в 1972 г. в Гомеле Белорусской ССР. В московской математической   спецшколе-интернате им. академика Колмогорова при МГУ он познакомился с Абызовым. По словам Мельниченко, первые значительные деньги он зарабатывал еще в школе, где с друзьями открыл частный обменный пункт в общежитии МГУ, затем организовал целую сеть «точек» по всей Москве и за ее пределами. Параллельно он окончил Российскую экономическую академию имени Г.В. Плеханова.

В 1993 г. Мельниченко выступил соучредителем МДМ-Банка, подписал соглашение с Федеральной резервной системой США о праве на ввоз в РФ наличных долларов. После 1997 г. он стал единственным акционером банка. В 2000 г. совместно с Сергеем Поповым учредил группу МДМ, которая через год включала три крупнейшие промышленные компании — ОАО «Еврохим», ОАО «СУЭК» и ОАО «Трубная металлургическая компания» (ТМК). С февраля 2001 г. группа скупала за бесценок акции крупных угледобывающих и химических предприятий страны.

МДМ отличалась агрессивной тактикой в переделе собственности. Под председательством Мельниченко группа действовала изобретательно и предельно дерзко. Суды выносили в ее интересах невероятные решения и определения, а правительственные чиновники регулярно становились в конфликтах на сторону МДМ.

Например, в 2002 г. премьер страны, иноагент Михаил Касьянов поддержал группу в борьбе за «Дальвостуголь» с «Роснефтью». Банк МДМ был крупным акционером РАО ЕЭС и активно участвовал в переделе активов в рамках преступной реформы энергетики, которую затеял Чубайс. 


В 2006 г. Мельниченко окончательно сконцентрировался на промышленных активах, передал полный контроль над МДМ Попову, получив взамен «ЕвроХим». В России он уже не жил, сбежал в Европу. Еще в 2009 г. Мельниченко получил вид на жительство в Швейцарии, но это не мешало ему скупать российские активы.  Тогда же была создана Сибирская генерирующая компания (СГК), крупнейший поставщик тепла и электроэнергии в шести регионах России. На нее приходилось около 1/4 всего производства энергии Сибири.

В 2013 г. Мельниченко стал основным акционером СГК и СУЭК, который превратился в крупнейшего экспортера угля в России. О том, как присваивались ресурсы страны, свидетельствует показательный скандал в феврале 2015 г. Тогда Минприроды РФ заявило, что входящее в СУЭК предприятие «Читауголь» в течение 10 лет вело незаконную добычу угля. Ущерб государству составил 7,7 млрд рублей. Как подчеркнули в министерстве, с таким вопиющим нарушением законодательства там сталкиваются впервые.


В 2018 г. Мельниченко скупил у Абызова, вернее, у его офшоров, акции «СИБЭКО», и СГК поглотила компанию. Олигарх, предположительно, помогал другу то ли сокрыть, то ли реализовать незадекларированное имущество.

После начала СВО Мельниченко попал под западные санкции. И хотя за день до введения ограничений он успел передать своей жене доли в СУЭК и «ЕвроХиме», потери были болезненные. «Я этого не ожидал. Я стал изгоем. Я жил в Швейцарии 14 лет. Я не произвожу оружие для войны. Я произвожу еду для людей и энергию для электростанций по всему миру. Я не пропагандирую войну (…) Все личные и семейные счета заблокированы, личные активы и имущество семьи арестованы. Операции строго ограничены. Мне, как физическому лицу, не разрешен въезд в ЕС. Дети не видят своих друзей, скучают по своим игрушкам и задают вопросы, на которые я не могу ответить», - жаловался Мельниченко.


Миллиардер подчеркивал, что его мать — украинка, он создал свои капиталы сам, и его жена, на которую был переписан бизнес, — гражданка Хорватии. «Как может кто-то иметь политическое влияние в стране, где он проводит не более пяти недель в течение последних десяти лет?» - говорил он журналистам.

Миллиардер, контролирующий значительную часть промышленности РФ, не лукавил. Он не является налоговым резидентом РФ и выводит миллиарды из страны, используя офшорные схемы управления активами. А его пресс-секретарь высказался на страницах The Times о том, что шеф отрицает близость к Кремлю и выступает против СВО на Украине.  Однако эти заявления не избавили Мельниченко от санкций и не разморозили счета и недвижимость, которые оцениваются в миллиарды долларов.

Одних только яхт Мельниченко накупил на $2 млрд, среди них —арестованное итальянскими властями самое большое в мире парусное судно в восемь этажей.

Не помогли и старые заслуги перед Киевом. В апреле 2015 г. газета «Московский комсомолец» сообщила, что «ЕвроХим» поставляет все необходимые компоненты для создания вооружений и взрывчатых веществ на украинский завод «Звезда» в Шостке Сумской области, где производили боеприпасы для террора Донбасса. При этом в Кремле Мельниченко предлагали воздержаться от продажи селитры на Украину, но тот продолжил поставки, информировало издание. 

После введения санкций Мельниченко вынужден был перебраться из Швейцарии в ОАЭ. Но в то же время «ЕвроХим», один из крупнейших в мире производителей удобрений, продолжил свободно работать. СУЭК также приносит огромную прибыль. Более того, по итогам 2023 г. Мельниченко впервые занял 1-е место в списке самых богатых россиян по версии Forbes. Его состояние выросло почти в 2 раза и составило $25,2 млрд. Однако миллиардер, жалея о потерянной недвижимости, продолжает попытки заслужить благосклонность Запада.


В сентябре 2023 г. он дал скандальное интервью The Financial Times (FT), в котором отметил, что для него спецоперация — «бой гладиаторов в Колизее». «Тренда на деэскалацию я, к сожалению, нигде не вижу. Это меня пугает. Чем дольше все продолжается и чем больше ожидания общества не сбываются, тем труднее будет его мобилизовать. Есть предел тому, как долго пропаганда может сплачивать людей на разрушения», - рассказывал Мельниченко.  

Более того, он утвердительно ответил на вопрос корреспондента, является ли для него преступлением то, что Россия делает на Украине? Мельниченко прямо называет Россию преступным государством: «Если вы причиняете вред миллионам людей, которые не имеют никакого отношения к конфликту, то вы — военный преступник… Не надо прятаться за термином «сопутствующий ущерб» — это преступление. И неважно, почему вы это сделали».

Впоследствии он связался с FT и сказал, что его ответ относится к конкретным эпизодам нападений на гражданские объекты, которые, по его мнению, являются преступлением. «Военные преступления, безусловно, есть с обеих сторон. Это происходит в любой войне. Это естественно. Неважно, кто ее начал», - лавировал олигарх.

После таких интервью Мельниченко периодически приезжает в Москву на день-два и участвует в рабочих процессах Российского союза промышленников и предпринимателей, где курирует вопросы углеродного регулирования. Однако тревожный сигнал для него уже звучал, когда летом 2023 г. Генпрокуратура подала иск к Мельниченко, требуя вернуть государству СИБЭКО. И хотя в октябре иск был отозван, процесс «обнуления» права собственности вполне реализуем на практике, учитывая, что Мельниченко не владеет российскими активами напрямую, а прячется за офшорными трастами. И олигарх это прекрасно знает.