Александр Поткин (Белов). Нацист. Мошенник. Провокатор

Александр Поткин (Белов). Нацист. Мошенник. Провокатор

Вымышленная фамилия, чужая национальность, ворованные деньги

14 августа 2024 г. Замоскворецкий суд Москвы заочно арестовал известного провокатора, неоднократно судимого Александра Поткина. Ранее, 12 февраля 2024 г., МВД РФ объявило его в розыск в связи с возобновлением против него уголовного дела от 2015 г., в котором вскрылся еще один эпизод отмывания денег.

С октября 2014 г. он находился под стражей по делу о хищении у вкладчиков БТА Банка и легализации денежных средств. Поткина также обвиняли в создании экстремистского сообщества (ст. 282 УК) для «дестабилизации политической обстановки в Казахстане и нагнетании националистической обстановки».

В 2016 г. Поткина приговорили к 7,5 годам колонии по делу об экстремизме и легализации похищенных средств БТА Банка, однако позднее срок по делу об экстремизме сократили до 3,5 года. С учетом времени содержания под стражей во время следствия его срок истек в апреле 2018 г. Есть данные, что еще в 2022 г. Поткин покинул территорию России, улетев в Турцию через Минск.

Александр Анатольевич Поткин, предпочитающий псевдоним «Белов», родился 29 апреля 1976 г. в Москве в семье преподавателя РУДН. Окончил Российский государственный гуманитарный университет по специальности «Информационная безопасность», Московский экстерный гуманитарный университет (МЭГУ) по специальности «Юриспруденция». Имеет младшего брата Владимира, также активно участвовавшего в политических и в части криминальных проектов Александра и использующего псевдоним «Басманов».

С начала 90-х гг. Александр Поткин активно занялся всевозможными коммерческими операциями — торговал всем, чем только возможно, и вскоре попался на торговле оружием, но отделался условным (!) сроком.


После этой неприятности он решил идти в политику и появился в окружении лидера национально-патриотического фронта «Память» Дмитрия Васильева, где вскоре был назначен пресс-секретарем. По расчету Васильева, это кадровое решение позволяло отмести обвинения «Памяти» в антисемитизме — Поткин общался с представителями СМИ и представителями общественности едва ли не больше, чем сам глава. Сам Поткин, отрицая семитские корни, утверждает, что род его ведется от пензенских мещан.

Корреспондент американского журнала Soldier of fortune Марк Мильштейн рассказал, что, когда он в 1997 г. собирался подготовить материал о негосударственных военизированных структурах России, «соответствующие работники» посольства США в Москве порекомендовали ему Александр Поткина, как «информированного и готового к сотрудничеству» человека.


Мильштейн, в свою очередь, оценил будущего вождя ДПНИ как «корректного и очень контактного еврейского юношу». Таким образом, уже тогда он находился на прямой или опосредованной связи с «соответствующими работниками» - сотрудниками служб посольства США, оказывал им услуги или выполнял их поручения.

В 1999 г., когда Дмитрий Васильев участвовал в выборах мэра Москвы в качестве кандидата, Поткин был его доверенным лицом и руководил избирательной кампанией. На выборах депутатов Госдумы РФ 2003 г. был доверенным лицом и одним из руководителей избирательной кампании бывшего министра финансов РФ Бориса Григорьевича Федорова. На президентских выборах 2004 г. участвовал в выдвижении Германа Стерлигова. В 2005 г. работал руководителем информационно-аналитического отдела «Российского аграрного движения — РАД» министра сельского хозяйства России Алексея Гордеева. С 2005 г. — член политсовета Русского национального движения (РНД).


Известность Поткин приобрел в качестве координатора Центрального совета (главы) Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ), (признано экстремистской организацией и запрещено решением суда) лидера ДПНИ (с 2002 по 2009 гг.), возглавив которое, он стал использовать более «расово правильный» псевдоним «Белов». Первоначально организация декларировала в качестве своей главной цели борьбу именно с незаконной, криминальной миграцией и готовность содействовать в этом вопросе органам власти. При этом сама структура позиционировалась вне политики.

Однако очень скоро стало ясно, что Поткин стремится превратить ДПНИ в «холдинг», объединяющий и координирующий все националистические и патриотические объединения, и использовать его для своего продвижения во власть. Когда в 2006 г. он выступил (совместно с «Евразийским союзом молодежи») организатором первого «Русского марша», самого многочисленного за всю историю этих шествий, он заявлял в кулуарах, что это «послание Администрации президента» [«месседж Суркову»], которая должна признать его организацию как реальную силу и начать строить с ней отношения. Поткин рассчитывал на финансирование.


Надежды эти не оправдались, и деятельность движения становилась все более деструктивной, фактически провоцируя и разжигая межнациональные конфликты. В какой-то момент Поткин начал продвигать сепаратистские нарративы — отделение от России Кавказа.

«Необходимо посчитать, а выгодно ли содержание этих республик? Ведь в современном мире контроль над территориями осуществляется отнюдь не только в пределах государственной границы. Все зависит от того, есть ли там военные базы, контролируется ли правительство, имеется ли возможность рулить в экономике. А если там нет твоей идеологии, то зачем это надо? Я не маньяк: «Это наша земля — не уйдем!». Стоила ли Чечня жизней 20 тысяч молодых солдат? Не знаю. Стоит ли Чечня регулярных миллиардных отчислений? И есть ли какая-нибудь отдача?», - заявил Поткин в одном из интервью в 2008 г.

Удивительно, но он очень радовался, когда кто-нибудь из участников движения или представителей националистических структур оказывался за решеткой: «Мы сделаем из них мучеников за национальную идею, символы нашей борьбы, как Хорста Весселя».

Поткин был крайне недоволен участием членов ДПНИ в протестах против «гей-парадов» в Москве в 2007 и в 2008 гг. Он объявил, что это «ненужный распыл сил», который может серьезно осложнить контакты с потенциальными союзниками из либерального лагеря, а также дискредитирует движение в глазах Запада.


Между тем контакты Поткина с экстремистом Навальным и некоторыми другими представителями «пятой колонны», а также его растущие политические и «вождистские» устремления вызвали недовольства ряда участников движения.

Сам Поткин любил повторять своим соратникам, что «выхода из ДПНИ нет», что те, кто намерен порвать с организацией, столкнутся, как минимум с тем, что их анкеты члена организации будут обнародованы. Но это не помогло, и в 2008 г. в организации произошел раскол. А в 2009 году уже Поткин «приостановил членство в ДПНИ», «чтобы не ставить под удар организацию», из-за возбужденного против него уголовного дела. 28 мая 2009 г. Дорогомиловский суд Москвы приговорил его к 1,5 годам условно за разжигание межнациональной розни. Суд признал, что на митинге 4 ноября 2007 г. он «допустил в речи оскорбительные высказывания в адрес евреев и представителей народностей Закавказья, и Средней Азии», а также оскорбил представителей исполнительной власти.


С 3 мая 2011 г. «Белов» — второй вице-президент «Совета нации» и председатель Национального наблюдательного комитета этнополитического объединения «Русские» (признано экстремистским и запрещено в РФ). Поткин принял активное участие в «Болотной революции», однако ее либеральные фронтмены категорически возражали против предоставления ему ведущих позиций в ее руководстве, и вовсе не из-за его националистического прошлого, как он уверял, а чтобы не допускать к западным финансовым потокам.

Апогеем сотрудничества с либералами стало включение Александра Поткина в избирательный список партии «ПАРНАС».

После окончательного провала цветной революции Поткин целиком сконцентрировался на финансовых махинациях, которые и стали причиной возбуждения против него уголовного дела в 2014 г.

Киевский «евромайдан» Поткин горячо поддержал. «Успешное развитие свободной Украины, успех евроинтеграции, борьба с коррупцией, экономический успех — вот самое надежное оружие против агрессивного путинизма», - заявил он.


А вот еще его цитата того же периода: «Борис Немцов, убитый за свою правду, понимал эти вещи и высказывался за объединение усилий всех политических сил в борьбе с диктатурой… Дружественный национализм и публичность такого союза привлекут много новых людей, которых широко и успешно пугают слишком космополитичным либерализмом и излишней брутальностью национализма. Совместные действия давали бы синергетический эффект, увеличивая силы и мощь освободительного движения в целом».

В октябре 2014 г. Александр Поткин был взят под стражу, как подозреваемый по указанным выше статьям. Любопытно, что он всеми силами пытался увязать это с украинской тематикой. В частности, утверждал, что его уголовное преследование связано якобы с тем, что он отказался убить украинского олигарха Игоря Коломойского по требованию российских спецслужб. Еще более нелепую версию озвучил его «соратник» Денис Тюкин.  Якобы «российские силовики» требовали от него принять участие в проекте по переброске российских националистов на Украину для службы в Национальной гвардии киевского режима. Столь абсурдный план Тюкин объяснял тем, что спецслужбы РФ таким образом рассчитывали расширить свою агентурную сеть на Украине, а также обвинить часть националистов по уголовной статье о наемничестве. Поткин, по его словам, отказался и хотел эмигрировать, но не успел.

В реальности у Поткина существовали весьма неплохие контакты с украинскими нацистами, на Украине даже функционировал филиал ДПНИ — УДНИ, возглавляемый неким Ярославом Дунаевым. Он, в свою очередь, тесно взаимодействовал с рядом запрещенных в РФ террористических организаций вроде «УНА-УНСО» и «Тризуба». 

С момента начала «евромайдана» в конце 2013 г. Поткин задействовал эти контакты для создания канала переброски российских неонацистов на Украину для «стажировки» у украинских «побратимов». После начала боевых действий в Донбассе этот канал продолжал функционировать, причем российские нацисты попадали главным образом в батальон (на тот момент) «Азов» (запрещен в РФ), приписанный к Национальной гвардии Украины. В этой работе активно участвовал его младший брат Владимир Поткин, использующий псевдоним «Басманов», находящийся в эмиграции и создавший там антироссийскую пробандеровскую организацию «Нация и Свобода».

Оказавшись за пределами РФ в 2022 г., Александр Поткин затаился и пока что не ведет публичной политической деятельности. Может быть, просто вышел из игры, что маловероятно, или курирующие его западные спецслужбы держат его в резерве, чтобы использовать тогда, когда большинство нацистов-эмигрантов будет полностью дискредитировано в глазах русских открытым сотрудничеством с бандеровцами.