Вашингтон пытается оседлать Среднюю Азию
С началом российской спецоперации России на Украине США активизировались в странах Средней Азии. Вашингтон не скрывает своих планов расширить влияние в регионе, где сосредоточено около 7,2% мировых ресурсов нефти и 7% ресурсов газа, и вытеснить Россию. Как заявила заместитель помощника директора Агентства США по международному развитию (USAID — запрещена в РФ), входящего в структуру Госдепартамента, Анджали Каур, целью политики Вашингтона должно быть «разъединение экономик» стран Средней Азии и России.
Помощник госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Дональд Лу был более откровенен. На слушаниях в Комитете по иностранных делам палаты представителей Конгресса США он рассказал, что Вашингтон пытается бороться с российским влиянием в регионе не только в экономической сфере. Противостояние политике России в регионе со стороны США проявляется также в виде противодействия влиянию русского языка и культуры.
После этих заявлений появилась информация о новом проекте USAID. Для справки, технически USAID — агентство, которое отвечает за невоенную помощь другим странам. Руководство структуры назначается президентом США с согласия Сената и подчиняется госсекретарю. Но фактически это сетевая диверсионно-разведывательная группа Госдепартамента, благодаря которой были полностью переформатированы целые регионы. Без USAID не произошло бы ни «Арабской весны», ни украинского государственного переворота в 2014 г.
Сегодня USAID концентрирует свои усилия в Средней Азии. Для того, чтобы «помочь региону отказаться от зависимости от России», будут выделены дополнительные $15,2 млн. Деньги распределят между Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном. Общий бюджет программы мероприятий составит примерно $34 млн. Сумма относительно небольшая, но мотив, о котором говорят американцы, для среднеазиатских стран важен.
Конфликт на Украине, антироссийские санкции и уход из РФ западных компаний оказывают огромное экономическое влияние на регион. Россия переживает «катастрофические» времена и будет только снижать импорт из стран Средней Азии, прогнозируется в программе USAID. Следовательно, компаниям в регионе необходимо срочно найти новые рынки для своего экспорта, а США им в этом помогут — окажут «техническую поддержку» для увеличения торговли и обеспечат контактами с организациями из ключевых секторов. Но сначала будут перечислены деньги на проект по разъединению с Россией.
Это не единственная инициатива, которая реализуется с целью ослабить влияние Москвы в регионе. В апреле 2022 г. в Киргизию и Казахстан приезжала заместитель госсекретаря по вопросам гражданской безопасности, демократии и прав человека Узра Зея. Речь шла о новом соглашении о сотрудничестве, правах человека. В конце мая 2022 г. Казахстан, Киргизию, Узбекистан и Таджикистан посетила американская делегация во главе с Дональдом Лу. Вместе с Лу приехала также Каур и представители Пентагона, Совета национальной безопасности, которые встречались с чиновниками и руководителями крупного бизнеса. Официальная цель — «укрепление отношений США с регионом и продвижение совместных усилий по созданию более взаимосвязанной, процветающей и безопасной Центральной Азии». Обсуждали также антироссийские санкции и их негативное влияние на экономику.
Шантаж и обещания дали результаты. Власти стран региона не только максимально дистанцируются от украинского кризиса на уровне политических заявлений, сохраняя нейтралитет, но и действуют в интересах Вашингтона. В Казахстане часть активов российских финансовых организаций заморозили, а филиалы передали местным игрокам. После сигналов с Запада все попытки граждан России получить в республиканских банках пластиковые карты американских и европейских платежных систем моментально пресекли. Схожая ситуация в авиасообщении. Из-за риска ареста полученных в лизинг самолетов российские авиакомпании на маршрутах в Среднюю Азию используют Sukhoi Superjet, но этих лайнеров мало, и число рейсов сократилось. В Киргизии и Туркменистане прекращена трансляция российских телеканалов.
На сайте правительства США указано, что за 30 лет государствам региона предоставили более $9 млрд прямой помощи. Для сравнения — российские капиталовложения в регион к 2021 г. достигли $50 млрд. Но, в отличие от Москвы, для которой важна стабильность в Средней Азии и она инвестирует в сферы развития этих стран, Вашингтон ведет работу в противоположном направлении. Деньги направлены на деструктивные проекты.
Например, США вкладывают средства в создание и работу своих биолабораторий. На строительство одной только Алма-Атинской Центральной референс-лаборатории, которая занимается вирусами, Пентагон выделил $108 млн, после чего в стране был отмечен рост заболеваемости менингитом.
Другое важное направление работы США в регионе — возвращение военных баз, развитие разведывательной сети и расширение возможностей по отслеживанию и нанесению ударов по «возникающим террористическим угрозам».
«Пентагон изучает новый подход к борьбе с терроризмом, развивая человеческий интеллект — HUMINT (по классификации НАТО это разведданные, получаемые на основе информации, собранной через частные беседы с людьми), одновременно передвигаясь на цыпочках по России, потому что остался без военных баз в этом регионе», – сообщает The Washington Post.
В идеале США нужна база, в том числе для беспилотных летательных аппаратов, как разведывательных, так и боевых. С этой целью в июне 2022 г. страны региона посетил глава Центрального командования Пентагона Майкл Курилла и пообещал, что при работе со Средней Азией будет применен «очень тонкий подход». «Нам придется быть очень терпеливыми, и это принесет дополнительные выгоды», – заявил Курилла.
Как пишет американское издание Information Clearing House, попытки США оседлать этот регион сходны с «упражнением в даосском равновесии: надо терпеливо складывать кусочек за кусочком гигантскую головоломку. Это требует времени, навыков, дальновидности и, конечно же, серьезных прорывов».
Еще одно важное направление, которое финансируют США, — усиление русофобии. Основная работа ведется через некоммерческие организации (НКО) и неправительственные организации (НПО). Ранее в этом году USAID направило на гранты «неправительственному сектору, независимым СМИ и отдельным правозащитникам, отстаивающим интересы демократии»: в Казахстан — $5 млн., Узбекистан — $31 млн. 400 тыс., Таджикистан — $28 млн. 950 тыс., Киргизию — $21 млн. Финансирование происходит также через Национальный фонд в поддержку демократии (NED), который потратит на обеспечение деятельности НПО и НКО $195,84 млн.
Чем занимаются организации, существующие на западные гранты, хорошо видно на примере Казахстана. Как утверждает министр общественного развития страны Дархан Калетаев, за последние 15 лет общее число НКО выросло с 2 тыс. в 2003 г. до 22 200 в 2022 г. Почти все они получают иностранное финансирование, 70% средств приходит из США. Помимо этого, в Казахстане действуют 53 международных организации, 30 иностранных государственных организаций, 77 зарубежных НКО и фондов. Вице-президент Евразийского центра Эрл Расмуссен говорит о других цифрах: общее количество организаций гражданского общества, которые в основном финансируются США и европейскими странами, оценивается в стране в 38 тыс.
Главная цель информационных проектов США в Казахстане — ментально-психологический отрыв населения республики от России и подрыв позиций РФ в регионе. Ставка делается на молодежь, которая должна быть ориентирована на западные ценности и негативно настроена по отношению к Москве. Наиболее активные поощряются поездками в Европу и США на тренинги.
Казахстан — одна из немногих постсоветских стран, где до сих пор работает Фонд Сороса, который с 1995 по 2020 гг. потратил более $100 млн. на реализацию деструктивных проектов. Например, «Сорос—Казахстан» на протяжении многих лет занимается формированием негативного отношения общества к совместной с Россией эксплуатации космодрома Байконур. Фонд через подконтрольные СМИ распространяет фейки о неправомерных действиях российской администрации, ущемлении прав работающих там специалистов, экологической угрозе из-за эксплуатации космодрома.
Вот еще пример: в 2018 г. раскручивалась тема, что из-за России и ее таможенных пошлин в Казахстане возник дефицит сахара. Этот фейк распространяло издание «Караван-сарай», которое получает финансирование от Пентагона.
За 30 лет работы западных проектов в Казахстане выросли целые поколения русофобов, которые создают различные движения, привлекая в свои ряды студентов, журналистов, политологов и просто активное население. В сентябре 2021 г. в Алма-Ате состоялся митинг незарегистрированной Демократической партии, участники которого обвинили власти в том, что они сделали Казахстан экономически зависимым от Китая и России. Бенефициары таких акций пытаются убедить население Казахстана в том, что сотрудничество с Москвой опасно и необходимо выйти из ОДКБ и ЕАЭС. Например, к выходу из этих организаций призывает известный политолог Досым Сатпаев, который также является членом попечительского совета фонда «Сорос-Казахстан».
Антироссийской деятельностью занимается новая политическая сила — «OYAN QAZAQSTAN!» — «Проснись, Казахстан!» (название напоминает «Повстань, Україно!»), большинство активистов — участники программ Фонда Сороса и USAID. Один из них — Димаш Альжанов координировал десятки несанкционированных акций протеста с требованиями смены правящего режима и выхода из союза с Россией. На базе «OYAN QAZAQSTAN!» была создана коалиция «Республика», во главе которой встали такие деятели, как получающая гранты НКО «Интерньюз», крупный оператор средств USAID в регионе Бэлла Орынбетова, а также представитель финансируемого Соросом общественного фонда Zertteu Research Institute Галымжан Оразымбет. Еще один активист Куат Ахметов был инициатором «языковых патрулей», которые в городах Казахстана останавливали русскоязычных жителей и заставляли их извиняться на камеру. Видео выкладывались в YouTube-канале под названием «Til Maydani».
Все эти структуры, а также находящееся на финансировании Сороса и USAID Казахстанское международное бюро по правам человека, приняли активное участие в массовых беспорядках, проходивших после избрания Касым-Жомарта Токаева президентом Казахстана в 2019 г.
Более масштабная попытка государственного переворота произошла в январе 2022 г. Как отмечает Эрл Расмуссен, американские фонды и иностранные НКО проделали неплохую работу в Казахстане. Во время протестов большинство требований приходили от оппозиционных сил из-за рубежа. Основное из них, помимо отставки правительства, — выход из соглашений с Россией.