Савик Шустер.I. Распространение фальшивок для военнослужащих

Савик Шустер.I. Распространение фальшивок для военнослужащих

Агент в Афганистане. Антисоветский период деятельности

Каждый, кто следил за украинской политикой перед началом свержения Януковича, наверняка помнит, что высокую степень влияния на ситуацию в тот период оказывали передачи Савика Шустера.

А вот факты о том, что Шустер работал еще в антисоветской волне «честной журналистики» и был прямо связан с иностранными спецслужбами, знают не все. Но именно так начиналось его восхождение.

Савик Шустер (Шевелис Шустерис) родился 22 ноября 1952 г. в Вильнюсе (Литовская ССР) в семье футболиста и тренера Михаила Шустера и юрисконсульта Изабеллы Шустер.

Благодаря происхождению владеет литовским и русским языком. Также знает итальянский, английский, немецкий и французский. Украинский, как писали в советских анкетах — «со словарем».

Отец Савика играл за вильнюсский «Спартак», потом работал там тренером. А Савик Шустер числился в составе юношеской футбольной сборной Литовской ССР.

В 1971 г. семья эмигрировала в Канаду. Шустер учился в Монреале, закончил факультет биохимии и физиологии университета McGill, пару лет работал по специальности в Италии.

В 1981 г. «вынырнул» в Афганистане уже в качестве журналиста. Вообще, подготовленные им материалы публиковались в изданиях «Newsweek», «Der Spiegel», «Liberation», «La Republica». Там, помимо «афганских», выходили статьи о войнах в Ливане, Чаде, Никарагуа.

Нужно отметить, что в мире противостояния СССР и стран Запада Шустер сознательно выступал против Советского Союза. Вспоминая об этом периоде он говорил в интервью Дмитрию Гордону: «Да просто — что называется, на ловца... О своем стремлении я говорил друзьям-диссидентам в Париже, главным образом Горбаневской. Все прикидывал: «Как бы попасть в Афганистан и сделать оттуда репортаж? Представляете, человек, родившийся в Советском Союзе, делает репортаж о войне в Афганистане, но с другой стороны — это было бы нечто! В мае 81-го я уехал с первой медицинской миссией в Афганистан. Все было окружено большой секретностью: добирались через Пакистан, где прожили две недели с афганскими партизанами... Нас было трое: врач-женщина, потому что там — культура такая! — без нее невозможно, врач-мужчина и я. Когда все волосы, которые могли отрасти на лице, выросли, мы купили афганскую одежду, переоделись, под видом беженцев вошли в Афганистан и присоединились к каравану сил Сопротивления, который вез медикаменты и боеприпасы.  Шли в основном пешком, очень часто ночами, потому что советские ВВС обстреливали все, что двигалось. Утомились невероятно!».


В Афганистане Шустер занимался антисоветской агитацией. С его помощью был организован выпуск подложных газет «Красная звезда» и «Правда». Об этой деятельности повествуют мемуары соучастника Шустера, итальянца Винченцо Спараньи, который в книге «Фальшивый смех» вспоминает, как «в 1970-80-е гг. промышлял выпуском фальшивых номеров различных коммунистических газет» а потом начал сотрудничать с «молодым литовским беженцем Савиком Шустером».


Выпущенные газеты потом расклеивались на стены домов в ночном Кабуле.

Эту деятельность очень интересно характеризовал в своих статьях журналист Владимир Корнилов: «Было бы наивно предполагать, что листовочная кампания Спараньи и Шустера не была частью операции, проводимой ЦРУ и другими разведывательными агентствами с подрывной целью против Советов в Афганистане… Савик спокойно и многократно пересекает границы (тщательно контролирующиеся на тот момент американскими и пакистанскими спецслужбами). Он, еврей, становится «своим» среди афганских моджахедов, которые на дух не переносят все советское и все еврейское тоже. И это все – без соответствующего обеспечения со стороны спецслужб? Действительно, талант!».


Восстановить подробности тех преступлений дает возможность хвастовство европейцев, которые считали, что они уже победили Россию. Голландский психиатр Ван Ворен, написавший книгу «На фронтах холодной войны» вспоминает: «Однажды я был послан в Рим для встречи с двумя членами Partito Radicale Italiana, итальянской политической партии, которая по мере своих сил поддерживала диссидентское движение. Антонио Станго и Савик Шустер планировали путешествие в Афганистан, который в тот момент был оккупирован Советами. Идея заключалась в том, чтобы они «украсили» стены в Кабуле фальшивой «Красной Звездой», газетой Советской армии. Газета выглядела как настоящая, но была заполнена статьями диссидентов, в которых советских солдат призывали покинуть Афганистан и в которых публиковались репортажи о преступлениях, совершаемых советскими солдатами в стране. Первая полоса имела большой заголовок «Все домой!», включая рисунок советского солдата, который разбивал свое ружье напополам. Я рассказал Станго и Шустеру, как я переправлял своих людей в Советский Союз. Вскоре после нашей встречи они смогли въехать в Афганистан и достигли своей цели: в течение ночи, когда советские солдаты отошли на свои военные базы, они расклеили фальшивые номера «Красной Звезды» на стены домов в Кабуле».


Справившись с этим заданием, Шустер пошел на повышение — был принят в штат радио «Свобода» в Мюнхене (1988 г.).

В 1992 г. он создал и возглавил московское бюро этой же организации. Пример Шустера более чем наглядно показывает, насколько беззащитной тогда была русская государственная система.

Вместо того, чтобы привлечь к ответственности человека, занимавшегося подрывной работой против армии, Шустеру со временем предложили места в том числе на телеканалах с федеральным охватом.