

Нидерланды: ради экологии придется голодать?
Не так давно, в ноябре 2022 г., власти Нидерландов выделили около $25 млрд для покупки сельскохозяйственных угодий.
Торговаться с фермерами никто не намерен, а министр природы и азота страны (вот уж назвали должность!) Христианна Ван дер Вал-Зеггелинк заявила, что «лучшего предложения не поступит». Всего же планируется приобретение от 2000 до 3000 ферм.
Власти отмечают, что радикальная реструктуризация голландского сельского хозяйства необходима для блага окружающей среды. Однако аналитики уверены, что речь идет вовсе не о перестроении отрасли, а о централизации власти.
Впрочем, споры о будущем сельского хозяйства бушуют не первый месяц.
В октябре 2019 г. Верховный суд Нидерландов постановил, что предыдущая система регулирования выбросов азота в стране не соответствовала нормам ЕС. Власти заявили, что необходимо отозвать разрешение фермерам на выброс азота, предложив аграриям сократить поголовье скота вдвое.
Само собой, подобные инициативы были встречены, мягко говоря, без энтузиазма. Фермерам, как и всем гражданам, приходится оплачивать счета, и сообщение владельцу бизнеса о том, что он должен сократить производство вдвое, обычно означает конец этого самого бизнеса. Неудивительно, что голландские фермеры начали протестовать, спровоцировав более 2,5 тыс. км пробок.
Но, несмотря на попытки аграриев бороться, правительство Нидерландов не намерено изменять выбранный курс. Им вторят и основные СМИ страны, которые обвиняют фермеров в том, что они отказываются видеть общую картину с точки зрения изменения климата. При этом как-то забывается тот факт, что за последние 30 лет местные сельхозпроизводители уже сократили выбросы азота более чем наполовину.
Так что суть проблемы кроется даже не в том, сокращать или не сокращать вредные с точки зрения «зеленых» выбросы, а как быстро и какими методами. Голландские фермеры заявляют, что готовы следовать целям, заявленным руководством страны, но они должны быть реализованы в разумные сроки. А жесткое требование ЕС, чтобы страны-члены сократили свои выбросы азота наполовину в течение семи лет, то есть к 2030 г. — это нонсенс и нереализуемая фантазия.
Тем не менее, сторонники принудительного сокращения выбросов считают, что традиционные фермы, существующие десятки, а некоторые и сотни лет, можно чуть ли за одну ночь превратить в «в функциональные регенерирующие органические фермы», даже не задумываясь, как это будет происходить.
Любое переоборудование производства, как известно, требует значительных финансовых вложений. Но сокращение доходов после уменьшения поголовья скота никак не поможет фермерам поставить современное оборудование, отвечающее каким-то экологическим нормам.
Игнорируют политики и тот факт, что далеко не все аграрии в стране владеют собственной землей, многие брали ее в ипотеку, а следовательно, должны выплачивать помимо налогов и ее тоже. В некоторых регионах воды слишком много, в других — меньше. Эти и многие другие моменты необходимо учитывать при выстраивании каких-либо планов по изменению отрасли, которые пока носят общий характер.
Справедливости ради отметим, что и другие сферы жизни Нидерландов подвергаются давлению со стороны «экологичных» политиков. Многие проекты по возведению различных объектов регулярно откладываются. Всем строительным компаниям придется в обозримом будущем обновлять свое оборудование, а аэропорты, как ожидается, будут все больше и больше электрифицировать. Транспортная и строительная отрасли получают субсидии, чтобы помочь соблюдать новые правила, но по-прежнему существует много сбоев.
Ряд аналитиков констатируют, что в стране последнее время никто не задумывается о расточительной утилизации тонн хорошего, пригодного для использования оборудования.
В голландском деловом сообществе по понятным причинам сильно разочарованы решениями правительства о выбросах. Согласно недавнему опросу, проведенному Амстердамским центром бизнес-инноваций, сегодня почти каждая четвертая голландская компания планирует переехать за границу.
Но что делать фермерам, которые не могут просто взять и уехать? Они не могут просто снять другой офис, заказав грузовик, чтобы перевезти мебель. Для семей, которые живут на своей земле в течение нескольких поколений, территория является частью их идентичности в совершенно уникальном смысле. Тем более что часто эти фермерские предприятия семейные и передаются по наследству уже сотни лет.
Но сокращение числа фермерских хозяйств и объемов производимой сельхозпродукции ударит не только по аграриям и их семьям, но и по продовольственной безопасности как государства Нидерланды, так и ЕС в целом. Европа станет существенно более зависимой от поставок продовольствия из других регионов мира. А чем длиннее национальная цепочка поставок, тем больше проблем может произойти; тем больше будет посредников, которые захотят получить свой кусок пирога. Это приведет к уменьшению ассортимента, снижению качества продуктов питания для европейцев и, конечно, к дальнейшему росту цен.
Впрочем, политиков подобные риски не пугают, они закрывают глаза на протесты, продолжающиеся уже около трех лет, и следуют плану ЕС. Фермеры также не намерены сдаваться. Они сформировали новую политическую партию – Фермерско-гражданское движение (BBB), надеясь, что смогут действовать по официальным каналам, стремясь предотвратить принудительное закрытие предприятий.
Лидер новой партии, журналистка Кэролайн ван дер Плас, сравнивает проблемы в сельском хозяйстве с проблемами в транспорте: «Если нам нужно сократить выбросы CO2, азота, аммиака, пусть фермеры здесь придумают инновации, чтобы сделать производство чище. Это то, что мы сделали с автомобильной промышленностью: в итоге у нас не стало меньше машин, но машины, которые у нас есть, стали чище».
Подводя итог, отметим, что, учитывая высокую инфляцию на потребительском рынке в странах ЕС с высоким уровнем дохода и растущую продовольственную нестабильность в странах с низким уровнем дохода, любые планы, которые предполагают сознательное сокращение сельскохозяйственного производства, в настоящее время как минимум контрпродуктивны, а как максимум, опасны.
Впрочем, пока протестующие на голландских фермах по европейским меркам ведут себя вполне мирно, радикальных изменений в свой политике власти не предпримут. Но даже если аграрии начнут действовать агрессивнее, вряд ли большие руководители и начальники пойдут им на встречу, скорее прикажут силовикам жестко подавлять тех, кто кормит их страну…