Лоббизм – лицо американской коррупции
Из западных и российских либеральных источников часто можно слышать об отсутствии коррупции в США или, в лучшем случае, о том, что она минимальна. Как же наши заокеанские до недавнего времени «партнеры» сумели победить это вселенское зло? Очень просто: узаконили его в форме лоббизма.
Лоббистские компании — чаще всего, это официально зарегистрированные юридические консалтинговые фирмы — являются связующим звеном между корпорациями, банками, группами интересов и т.д. и органами власти, как федеральной, так и на уровне штатов.
Представляя интересы своих клиентов, лоббисты продвигают их в исполнительной и законодательной власти, добиваясь принятия необходимых для них законов, получения правительственных контрактов, подрядов и т.д. Для решения этих вопросов задействуются все возможные средства: от проведения PR-кампаний в СМИ и уличных массовых мероприятий в поддержку клиента или против его конкурентов до выпуска академических исследований. Но главным направлением лоббистов является индивидуальная работа с теми, от кого будет зависеть принятие решения.
Напрямую взятку в виде денег, конечно, никто никому не предлагает, а если и предлагают, то крайне редко. Это — уголовная статья. Но могут организовать для уважаемого законодателя или издание книги, которую за него и напишут, причем с выплатой гонорара, или платную лекцию, или «забить» место для уходящего в отставку высокопоставленного чиновника в каком-нибудь солидном фонде или корпорации с соответствующей зарплатой. И все чисто, за вычетом налогов.
Следует отметить, что через лоббистские фирмы проходят немалые деньги, а расходы по этой линии постоянно растут. По данным независимых американских источников, в 2021 г. только на уровне штатов на услуги лоббистских компаний, работающих на уровне офиса губернаторов, законодательных собраний и правительств, было израсходовано почти $1,9 млрд.
Причем детализацию (какие организации, сколько, каким компаниям и на какие цели выделялись средства) представили правительства только 19 штатов из 50-ти. Остальные ограничились общими, возможно, заниженными суммами, спрятавшись за местное законодательство, которое делает отчетность по этому вопросу необязательной.
Что касается федерального уровня, то заработок лоббистов в 2021 г. составил, по тем же источникам, $3,8 млрд. Если же быть точным, то на уровне только тех 19 штатов, которые не скрывают статистику по лоббизму, в 2020 г. эти компании получили $1905 млн 468 тыс. На федеральном — $3 млрд 530 млн 300 тыс. В совокупности это выходит $5.733.489.404. В прошлом, 2021 г. – $1.962.060.093 и $3.771.429.311, соответственно. Итого – $5.733.489.404. Немалая цифра, даже для американцев, хотя в реальности она как минимум на пару миллиардов больше.
В десятку секторов экономики, наиболее активно пользовавшихся в 2021 г. услугами лоббистов на федеральном уровне, входят: здравоохранение (потрачено $680.466.798), «разные бизнесы» — Miscellaneous Business ($514.477.932), финансы, страхование недвижимости ($509.750.016), связь и электроника ($481.029.988), энергетика и природные ресурсы ($307.181.931), транспорт ($255.250.843), идеология/отдельные вопросы ($176.679.256), агробизнес ($150.180.980), оборона ($118.347.402), «другое» ($249.051.693).
Структура распределения средств на уровне штатов практически полностью повторяет федеральный уровень (напоминаем, что это данные по 19 штатам из 50): здравоохранение ($141.268.847), федеральные агентства, образование и т.п. ($137.415.316), финансы, страхование, недвижимость ($128.549.244), «разные бизнесы» ($120.704.176), энергетика и природные ресурсы ($115.488.271), адвокаты, право ($78.085.952), связь и электроника ($69.045.048), идеология/отдельные вопросы ($58.405.507), трудовые отношения, профсоюзы ($49.491.908), транспорт ($37.054.220).
Точными данными относительно общего количества лоббистских фирм американская статистика не располагает. Это понятно: какие-то фирмы разоряются и уходят из бизнеса, какие-то (две, а то и больше) — объединяются в одну. Часто создаются новые компании, иногда на непродолжительное время под решение конкретной задачи. Но во всяком случае речь идет о сотнях, тысяче и более предприятий подобного рода.
Поэтому ограничимся кратким перечислением десятка крупнейших и наиболее благополучных в финансовом отношении лоббистских фирм в США:
– Brownstein, Hyatt et al, существует с 1968 г. По данным на 2021 г., заработала $55.640.000. В штате — 250 высококвалифицированных юристов и политконсультантов. Штаб-квартира — г. Денвер, штат Колорадо. 13 офисов в западной части США плюс офис в Вашингтоне. Анализ её деятельности позволяет сделать вывод, что эта якобы непартийная организация тяготеет к Демократической партии США;
– Akin, Gump et al, международная юридическая и лоббистская фирма, основана в 1945 г. По данным на 2021 г., заработала $53.790.000. Штаб-квартира — Вашингтон. 20 отделений за рубежом, в том числе и в Москве (статус — международная юридическая фирма, информацией о том, что она осталась или свернула свою работу, не располагаем). Штат, включая зарубежные отделения, — 1800 человек, из которых 1000 — юристы. Остальные – политконсультанты. Открыто сотрудничает с Демпартией;
– BGR Group, основана в 1991 г. бывшими сотрудниками администрации Р. Рейгана Эдом Роджерсом и Хэйли Бабуром. По данным на 2021 г., заработала $35.060.000. Штаб-квартира — Вашингтон. Имеет отделения в Лондоне, Пекине и Остине, штат Техас. Среди клиентов — правительства Индии, Казахстана, «российские олигархи», Альфа-банк, члены семьи Саудитов (контакты с ними якобы были прерваны поле убийства Джамаля Хашогги) и т.д. При Обаме пыталась сбалансировать свои политические симпатии и перейти в «непартийную» категорию, но безуспешно. Остается фирмой, ориентирующейся на республиканцев, причем, самой крупной в этой категории;
– Holland & Knight, основана в 1968 г. в результате слияния двух юридических фирм. По данным на 2021 г., заработала $34.890.000. Штаб-квартира — Тампа, штат Флорида. 29 отделений в США и 6 — за рубежом. Штат — 1700 человек. Позиционирует себя как «непартийная» организация. Если отследить пожертвования фирмы в избирательные фонды в ходе кампаний, то в кассу демократов поступает от 59 до 66% всех средств;
– Cornerstone Government Affairs, создана в 2002 г. как «двухпартийная» фирма, занимающаяся «связями с общественностью». Первоначально штат состоял из 10 сотрудников, которые работали по заданиям 11 постоянных клиентов. В настоящее время штат основных сотрудников составляет более 100 человек, постоянных клиентов — более 400. 13 офисов на территории США, включая штаб-квартиру в Вашингтоне. В 2021 г. фирма заработала $34.500.000.
В десятку также входят такие фирмы, как Invariant LLC, заработавшая в 2021 г. $31.160.000 долларов, Forbes Tate Partners — $24.420.000, Squire Patton Boggs — 24.290.000, Mehlman, Castagnetti et al — 22.600.000, Capitol Counsel — 21.930.000.
При этом следует отметить, что первые восемь фирм из этого списка находятся в нем постоянно, по крайней мере, последние четыре года, иногда меняясь местами. Последние две — неофиты среди лидеров.
И еще одна деталь: за исключением двух (Invariant LLC и Capitol Counsel, которые специализируются только на работе в столице, главным образом в Конгрессе), фирмы, входящие в первую десятку, стараются работать и в столице, и за рубежом, и на территориях штатов, однако в их лоббистской деятельности главным приоритетом является центральная власть.
Однако, как мы отмечали ранее, в США существует большая по своему составу группа лоббистских компаний, главным приоритетом которых является работа на местах, в штатах или регионах. Ниже мы приводим список наиболее крупных из них:
– Southern Group (до недавнего времени называлась Southern Strategy Group), что подтверждается её названием, специализируется на юге США, по крайней мере, пока. Точная дата формирования неизвестна, но относится к «молодым, растущим» компаниям. Штаб-квартира и большинство её офисов (6) находятся в штате Флорида. По одному офису находятся в штатах Алабама, Джорджия и Колумбия (не путать с одноименным округом, где находится столица). Прошлогодний заработок фирмы — $22.002.000;
– Greenberg Traurig LLP, основана в 1967 г. в Майами, Флорида. В настоящее время главный и самый крупный офис находится в Нью-Йорке. Имеет еще 41 отделение на территории США, в странах Латинской Америки, Европе, на Ближнем Востоке и в Азии. Общий штат сотрудников — 2400 человек. Прошлогодний заработок — $21.395.611. Считается «двухпартийной», в частности, в связи с тем, что за свою историю несколько раз меняла свои партийные приоритеты;
– Ballard Partners, дата создания неизвестна. Имеет 6 офисов во Флориде, один из них — главный, офисы в Вашингтоне, Бостоне, Стамбуле и Тель-Авиве. Заработала в 2021 г. $18.765.000. Ориентируется на республиканцев, трампистов;
– Capital City Consulting, создана в 2003 г. в штате Флорида как специализированная лоббистская фирма. Специализируется исключительно на работе с властями штата. Состоит из двух отделений: главное — в городе Таллахасси, а также в Тампе. Штат политтехнологов и юристов — менее 20 человек, включая руководство. Прошлогодний доход — $17.136.000.
В число других фирм, входящих в десятку по этой категории, входят: Brown & Weinraub с доходом $15.480.791, Kasirer LLC — $15.441.003, Bolton-St. Johns — $14.171.699 (все три — нью-йоркские), флоридская Ronald L Book, PA — $10.252.000, калифорнийская Capitol Advocacy LLP — $9.161.811 и еще одна фирма из Флориды Gray Robinson, PA — $8.875.000.