Искусственный интеллект: черная дыра Пентагона

Искусственный интеллект: черная дыра Пентагона

Искусственный интеллект: черная дыра Пентагона

Вокруг больших денег всегда водятся те, кто хочет их освоить. В случае с Соединенными Штатами Америки — это, несомненно, такие сферы, как фармацевтика и здравоохранение, банки и финансы, лоббизм и т.д. Но отдельно в нем стоит военно-промышленный комплекс, особенно сегодня, когда весомая часть американских вооружений отправляется на Украину.

Конфликт на Украине, как известно, принес несметные богатства многим компаниям ВПК США, и речь идет не только про корпорации Lockheed Martin, Boeing, Raytheon, Northrop Grumman, которые у всех на слуху. К примеру, многие стартапы, равно как и уже раскрученные проекты, работающие в сфере искусственного интеллекта, также получают «свой кусок пирога».

Например, Palantir Technologies Inc., занимающаяся обработкой больших данных. Среди заказчиков компании — ЦРУ, ФБР, Министерство обороны США, Военно-воздушные силы США, Корпус морской пехоты США, Командование специальных операций США, Военная академия США, городские полицейские департаменты Нью-Йорка и Лос-Анджелеса.

Но обо всем по порядку.

30 июня 2022 г. в НАТО объявили о создании инновационного фонда в размере $1 млрд, который будет инвестировать в стартапы и фонды венчурного капитала, разрабатывающие «приоритетные» технологии, такие как искусственный интеллект (ИИ), обработка больших данных и автоматизация.

Согласно отчету Центра безопасности и новейших технологий Джорджтаунского университета, китайские военные по приблизительным оценкам тратят на ИИ не менее $1,6 млрд в год. Соединенные Штаты уже прилагают значительные усилия для достижения паритета. Министерство обороны США запросило $874 млн на искусственный интеллект на 2022 г., и это — не общая сумма инвестиций, а лишь по отдельным направлениям.

Европейские страны, которые, как правило, осторожнее относятся к внедрению новых технологий, также начали тратить больше денег на ИИ.

Французы и британцы определили искусственный интеллект в качестве ключевой оборонной технологии, а Европейская комиссия выделила €1 млрд на эти цели.

С начала конфликта на Украине Великобритания запустила новую оборонительную стратегию ИИ, а немцы выделили чуть менее полумиллиарда долларов на исследования и искусственный интеллект в рамках нового плана финансирования вооруженных сил, на который будет потрачено $100 млрд.

Помимо этого, в расплывчатом пресс-релизе от 2021 г. британское военное ведомство заявило, что впервые использовало ИИ в реальной операции по сбору информации об окружающей среде и местности. 

США в свою очередь работают со стартапами, разрабатывающими автономные военные транспортные средства, ожидая, что в будущем рои из сотен или даже тысяч автономных беспилотников могут оказаться мощным и смертоносным оружием.

Впрочем, не все так гладко, как выглядит на бумаге. Многие эксперты обеспокоены: Мередит Уиттакер, старший советник по ИИ в Федеральной торговой комиссии и директор факультета Института AI Now, подчеркивает, что этот толчок на самом деле больше направлен на обогащение технологических компаний, чем на улучшение военных операций.

Въедливые аналитики и журналисты вынуждены констатировать, что сегодня сторонники искусственного интеллекта разжигают риторику времен холодной войны и пытаются создать реальность, в которой технологии позиционируются как «критическая национальная инфраструктура», то есть ставят их в один ряд с больницами и атомными станциями. Они предупреждают, что внедрение ИИ военными преподносится как неизбежность, умалчивая при этом об этических проблемах.

Так, в 2018 г. Пентагон работал совместно с Google над проектом «Maven», пытаясь создать системы распознавания образов для улучшения ударов беспилотников. Однако IT-гигант вышел из проекта из-за возмущения и протестов собственных сотрудников. Остается только догадываться, какая этическая дилемма вынудила их пойти на такой рискованный шаг.

Стоит отметить, что у Пентагона, как и НАТО в целом, есть рекомендации для разработчиков ИИ, которые устанавливают добровольные этические принципы. Но они сводятся, главным образом, к тому, что технологии должны использоваться «законным, ответственным, надежным и отслеживаемым способом». Документы также гласят, что разработчики должны стремиться смягчить ошибки, заложенные в алгоритмы. То есть это даже не обязательное требование к реализации проекта.

Отдельно подчеркивается, что люди всегда должны сохранять контроль над системами искусственного интеллекта. Однако Кеннет Пейн, который руководит исследованиями в области обороны в Королевском колледже Лондона, считает, что по мере развития технологий за искусственным интеллектом все сложнее следить, а в перспективе это будет попросту невозможно.

«Весь смысл автономной [системы] в том, чтобы позволить ей принимать решения быстрее и точнее, чем это может сделать человек, и в масштабах, которые человек не может сделать», - добавляет ученый. 

Например, рой из тысяч автономных дронов может, по сути, стать оружием массового уничтожения. Ограничение этих технологий представляется крайне сомнительным, ведь встретит жесткую оппозицию со стороны крупных военных спонсоров, таких как США, Франция и Великобритания.

В конечном счете новая эра военного ИИ поднимает множество сложных этических вопросов, на которые у человечества пока нет ответов.

Несмотря на это, Пентагон, равно как и военные ведомства Великобритании или других членов НАТО, продолжат разработки не только управляемых беспилотников, но и полностью автономных.

При этом деньги, которые они выделяют, уходят во многом в «черную дыру». Многочисленные стартапы, компании и корпорации, как это всегда бывает, говорят про «российскую угрозу» и просят все большее финансирование, появляются новые игроки, обещающие «уникальные, прорывные» технологии.

Как США умеют тратить миллиарды — хорошо известно. Это и подготовка оппозиции в Сирии до начала гражданской войны, когда миллионы долларов были потрачены впустую, а Пентагон потом был вынужден оправдываться перед Конгрессом. Это и создание многофункционального истребителя F-35, программа создания гиперзвукового оружия и, конечно, вливание средств в Украину.

Идея создания «роботов-наемников», которые будут воевать от имени Вашингтона, хоть и не нова, но все еще будоражит умы высокопоставленных военных, обогащая мелких и не очень бизнесменов, которым деньги важнее, чем этическая сторона вопроса.

Не ясно, как робот отличит военный автомобиль от гражданского, солдата от обычного мужчины, роддом, переделанный под базу нацистов, от обычной больницы. Впрочем, эти вопросы США не особо волнуют, равно как и Киев, который продолжает бомбить жилые дома и медицинские учреждения Донецка и Луганска по «целеуказаниям» из-за океана…