Генетическая русофобия Матеуша Моравецкого

Генетическая русофобия Матеуша Моравецкого

«Цивилизованное» лицо польского национализма

Кредо польского премьер-министра Матеуша Моравецкого — ненависть к России. Этому подчинена вся его политическая жизнь. Ненависть к России отодвигает в сторону даже интересы государства, проблемы которого Моравецкий обязан решать. Подобного рода фобия сформировалась неспроста, ее причина, прежде всего, — в истории его семьи.

Ненависть к России по наследству

Моравецкий родился 20 июня 1968 г. во Вроцлаве. Происходит он из семьи польских дворян. Их кумирами были организатор восстания против Российской империи Тадеуш Костюшко и первый лидер возрожденной после Первой Мировой войны Польши Юзеф Пилсудский, который с редким упорством искал любую возможность навредить России.

Дед Моравецкого в годы Второй Мировой войны состоял в «Армии Крайовой» — подпольной организации, подразделения которой участвовали не только в убийствах советских военнопленных, но и в зверствах в отношении мирного населения. Отец Матеуша — Корнель Моравецкий — был активным участником антикоммунистических акций. Следуя традициям семьи, он занимался агитацией и пропагандой против просоветских властей Польши, издавал подпольный бюллетень Biuletyn Dolnośląski, а затем продолжил свою оппозиционную деятельность, создав вместе с Лехом Валенсой профсоюз «Солидарность».

Но Валенса оказался для Моравецкого слишком умеренным, и в 1982 г. последний создал «Борющуюся Солидарность»: организацию, которая официально провозгласила своей целью свержение существующего в Польше строя. При этом Моравецкий не просто занимался пропагандой, а устраивал уличные столкновения с правоохранителями. Однако после свержения социалистического строя в Польше, которого так добивался Корнель, блистательной карьеры у него сложилось. Его радикализм мало кому нравился. Зато преуспел сын.

Согласно официальной биографии, Матеуш с 11 лет помогал отцу в секретной типографии печатать подпольные бюллетени. С 13 лет он участвовал в уличных антиправительственных акциях. По словам Моравецкого, в 1980-е гг. его не раз били по политическим причинам. Однако делали это не спецслужбы, а местные жители, которых, видимо, раздражало, что парень портит фасады их домов политическими лозунгами.

Несмотря на антикоммунистическую деятельность, Моравецкий поступил на исторический факультет Вроцлавского университета, продолжая участвовать в антиправительственных акциях, будучи редактором подпольного «Вестника Нижней Силезии» и активистом Независимой студенческой ассоциации.

Свое образование Моравецкий продолжил во Вроцлавском политехническом институте и Университете Центрального Коннектикута в США, где изучал бизнес-администрирование. В 1995 г. он получил диплом МВА (Master of Business Administration) в Экономической академии во Вроцлаве. Моравецкий также окончил Гамбургский и Базельский университеты, где изучал право, экономическую интеграцию и европейские исследования. На этом амбициозный молодой человек не успокоился и окончил курсы руководящего звена в школе менеджмента им. Келлога в Северо-Западном университете в США. Его судьба была предопределена, тем более, что политикой он интересовался с детства.

Политическая карьера

Свою официальную политическую карьеру Моравецкий начал в правительственном Комитете по европейской интеграции, где стал автором нескольких положений документа о вступлении Польши в ЕС (эта страна присоединилась к организации в 2004 г.). В 1998-2002 гг. он был депутатом регионального совета воеводства Нижней Силезии от коалиции «Избирательная акция "Солидарности"», объединявшей партии и общественные организации правоцентристской и антикоммунистической направленности. Параллельно Моравецкий зарабатывал деньги в «Банке Заходни» (BZ WBK). К 2007 г. он стал председателем правления этой кредитной организации. В 2010 г. был членом Экономического совета при правительстве Польши.

Через пять лет карьера Моравецкого резко пошла в гору, когда его назначили вице-премьером в правительстве Беаты Шидло. А вступив в 2016 г. в правящую партию Ярослава Качиньского «Право и справедливость» (PiS), Моравецкий занял пост министра развития и финансов. 7 декабря 2017 г. партия выдвинула его на пост премьера. Как отметили тогда европейские эксперты, Польша решила выбрать успешного менеджера и банкира, говорящего свободно на немецком и английском языках, чтобы показать западным партнерам «цивилизованное» лицо польского национализма. Недаром, во время процедуры присяги Моравецкий отличился — поздравил сограждан с еврейским праздником Ханука и участвовал в церемонии зажжения первой ханукальной свечи, прошедшей в Сейме.

Свои первые заявления в качестве премьера он посвятил России, назвав ее наиболее опасной угрозой для Польши. Понятно, что транслировал реплики Моравецкий не только исходя из собственных убеждений, но и в соответствии с указаниями Вашингтона. Этого политика недаром называют американским рупором. Польша должна готовиться к «вторжению» России на Украину, утверждал премьер, потому что потом Москва обратит свое внимание на Запад. А помогут в противостоянии с РФ основные союзники Варшавы на международной арене — США и НАТО.

Великий фальсификатор

Еще одна область применения талантов польского премьера с одобрения Вашингтона — тиражирование исторических мифов.

Моравецкий, у которого еврейские корни по линии матери, родившейся в Станиславове (ныне Ивано-Франковск), с детства слышал многочисленные рассказы о зверствах бандеровцев. И, как позднее утверждал Моравецкий, он не намерен об этом забывать. Впрочем, история свидетельствует об обратном. Данное обещание не помешало ему в феврале 2018 г. возложить венок и зажечь свечу на могилах польских коллаборационистов из так называемой Свентокшиской бригады. Той самой, которая объединяла местных националистов и являлась единственным польским формированием, открыто сотрудничавшим с гестапо и СС. Не помешало обещание оказывать активную поддержку неонацистским властям Киева.

Моравецкий забыл о том, что многие его родственники по материнской линии погибли в период Холокоста. Спаслись только две еврейские тети: Ирэна — в 10-летнем возрасте ее спрятали поляки — и Рума, которая в настоящее время живет в Израиле. Той удалось выжить только благодаря тому, что она оказалась на территории, занятой в 1939 г. Красной армией.

Но Моравецкий не испытывает никакого чувства благодарности по отношению к советским освободителям. Напротив, одно из любимых увлечений польского премьера — фальсификация истории и извращение фактов о Второй Мировой войне и СССР.

Как сочинял для американского издания Politico Моравецкий, «Советский Союз был вовсе не „освободителем“, а пособником нацистской Германии, он к тому же повинен в собственных преступлениях — как до освобождения Освенцима, так и после него». И, вообще, Освенцим можно было бы освободить и на полгода раньше. Однако «спасение евреев никогда не было приоритетом Сталина и Красной армии», лгал Моравецкий. Более того, СССР не «освободил» Варшаву, наоборот, «Красная армия безучастно наблюдала за агонией» польской столицы. О том, что жизней лишились 200 тыс. советских солдат, Моравецкий не упоминает.

Благодаря премьеру, в Польше решили не устраивать торжественные мероприятия по случаю 75-й годовщины освобождения столицы от фашистских захватчиков.

В дальнейшем мир познакомился и с другими историческими фантазиями этого пана, например, о «совместном параде в Бресте» советских и германских войск в сентябре 1939 г., о сотрудничестве НКВД с СС и, конечно, о «голодоморе», от которого, по словам Моравецкого, «умерли миллионы жителей Украины и Казахстана».

«Польская национальность в Советском Союзе означала смертный приговор или многолетнюю ссылку», - фантазировал Моравецкий, забыв о Феликсе Дзержинском, Константине Рокоссовском и о польской армии генерала Андерса, а затем и о подразделениях Войска Польского, освобождавших Варшаву и бравших Берлин вместе с Красной армией.

Премьер не ограничивался одними лишь заявлениями. Под его руководством в стране идет кампания по уничтожению памятников, посвященных советским освободителям. 1 февраля 2018 г. Сейм принял поправки в закон об Институте национальной памяти, позволяющие сносить монументы советским солдатам, освобождавшим Польшу.

На фоне этой кампании совершенно неожиданным для поляков, в том числе и для самого Моравецкого, стало озарение его отца. Во-первых, бывший диссидент, будучи депутатом Сейма, в числе немногих проголосовал против поправок. А во-вторых Корнель заявил, что правящие круги Польши, в том числе его собственный сын, проводят неправильную политику в отношении России. «Мы должны сохранять памятники, потому что они напоминают о смерти сотен тысяч солдат, погибших на этой земле. Мне не нравится уничтожение памятников. Это такая злобность. Вклад Красной армии в победу бесспорный. Если бы не они, нас бы не было», - призвал Корнель.

Моравецкий не внял словам отца, к которому понимание столь важных вещей пришло лишь к концу жизни (Корнель скончался осенью 2019 г.). Наоборот, с каждым годом его ненависть к России только росла.

Несбывшиеся мечты о газовом хабе

Другое важное с точки зрения американского истеблишмента направление, которым активно занимался Моравецкий — противодействие запуску российского газопровода «Северный поток-2». «Мы считаем, что „Северный поток-2“ — крайне вредный проект, который угрожает безопасности Центральной Европы. Он может быть убийственным для Украины — нашего непосредственного соседа, так как в момент, когда Украина будет исключена из процесса транзита газа, ничто не помешает еще больше дестабилизировать ситуацию в этой стране», - утверждал Моравецкий и призывал блокировать проект.

Понятно, что его совсем не волновала ни судьба Украины, ни судьба Европы, которая только получала преимущество от запуска нового газопровода. Помимо того, что выполнялась воля США, у Моравецкого были и свои интересы в этом вопросе. Он переживал, что «Северный поток-2» укрепляет связи Германии с Россией и в результате «Польша вновь оказывается под угрозой диктата цены на газ со стороны „Газпрома“ и России», в то время как у Варшавы имеются свои грандиозные планы и амбиции.

По мнению Моравецкого, Польша со временем должна стать одним из крупнейших газовых хабов в Европе и обязана перейти на поставки американского сжижено-природного газа (СПГ). В этом поможет польский терминал СПГ, рассчитанный на ввоз из США, а также строительство газопровода Baltic Pipe, который должен соединить территорию Польши с норвежским шельфом через Данию.

Однако этим планам пока не суждено сбыться. Теперь перед Моравецким стоят совершенно другие проблемы. Например, где найти недостающие объемы газа, которых Польша из-за упрямства премьера и его проамериканской позиции недавно лишилась. Своим решением не платить за российский газ в рублях, Моравецкий поставил экономику своей страны перед проблемой элементарного выживания. «Газпром» отключил прямые поставки, и в Польше резко выросли цены не только на энергоресурсы, но и на промышленные и продовольственные товары, взрыв инфляции достиг 21,8% по сравнению с прошлым годом. И правительству во главе с Моравецким приходится искать дополнительные средства, чтобы покупать все тот же российский газ, но уже через посредников.

Впрочем, трудности в экономике преследовали Польшу задолго до этой истории. Неслучайно власти использовали давно опробованный метод — охоту на ведьм — и приняли активное участие в инициировании внешнеполитической авантюры, чтобы на этой основе сплотить свой электорат и убедить колеблющихся поддержать PiS во имя безопасности страны, а заодно и осуществить давние мечты, забрав западные области соседней Украины. Речь идет о превращении Украины в зону конфликта. Сам Моравецкий для этого приложил и прикладывает немало усилий. Он постоянно призывает другие государства наращивать поставки вооружений Киеву, просит Вашингтон увеличить американский контингент в Польше, а также усилить против нее санкции, и придумывает несуществующие преступления Москвы.

Выступая на экономическом форуме Impact'22 в Познани, польский премьер объявил, сославшись на мнение шефа: «Президент США Джо Байден говорит, что инфляция на 70% вызвана Россией — высокие цены на энергоносители, война на Украине. Мы тоже столкнулись с беспрецедентной инфляцией, которая наблюдается в большинстве стран мира». То есть цены в Польше также растут «из-за Путина».

Не банкир, а «ястреб»

Моравецкий уже давно сменил свой прежний имидж рафинированного европейского банкира на «ястреба». Он настолько часто выступает с обвинениями в адрес Москвы, что их количество можно сравнить разве с числом заявлений украинского президента Владимира Зеленского. По словам Моравецкого, Россию нужно побеждать как на экономическом, так и на военном фронтах, в чем должны сыграть «большую роль НАТО и ЕС».

Апофеозом ненависти Моравецкого стала его статья, опубликованная 11 мая 2022 г. в британской газете «Дейли телеграф». «"Русский мир" — это раковая опухоль, которая <…> представляет смертельную угрозу для всей Европы. Поэтому недостаточно поддерживать Украину в ее военной борьбе с Россией. Мы должны полностью искоренить эту чудовищную новую идеологию», - написал Моравецкий и предупредил о важности выполнить задачу по искоренению «Русского мира» как можно скорее, поскольку Россия в Киеве не остановится. В ответ на это Москве пришлось констатировать, что Моравецкий перешел все грани, используя самую настоящую нацистскую риторику. И, как отметил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, совершенно возмутительное заявление стало «квинтэссенцией той ненависти к русским, которая, наверное, как метастазы поразила как всю польскую политику, все польское руководство, так и, собственно, польское общество во многом».

Моравецкий не ограничивается одними лишь угрозами. В Польше ведется активная деятельность по милитаризации страны. Именно за время работы правительства Моравецкого был принят закон об увеличении расходов на оборону к 2030 г. до 2,5% ВВП. А в октябре 2019 г. был утвержден план технической модернизации армии страны на 2021-2035 гг., который предусматривал затраты в €121 млрд. И что самое интересное, основную долю этих средств запланировано потратить на покупку американских истребителей пятого поколения F-35, финансируя таким образом военно-промышленный комплекс США.

Наконец, в марте этого года был подписан разработанный правительством Моравецкого закон «О защите Отечества». Этот документ предусматривает еще большее увеличение трат на оборону: в 2022 г. они составят не менее 2,2% ВВП и не менее 3% ВВП в 2023-м и последующие годы. При этом численность вооруженных сил планируется довести до 250 тыс., еще 50 тыс. будут служить в Войсках территориальной обороны (аналог Национальной гвардии).

Но и это не все. Как заявил на конференции Strategic Ark в Варшаве 19 мая 2022 г. Моравецкий, власти Польши готовы строить постоянные базы НАТО для размещения легких подразделений. По словам польского премьера, который рассчитывает на расширение границ своей страны за счет земель западной Украины, «Россия должна знать, что мы не уступим ни пяди территории НАТО».