ЕСПЧ – инструмент гибридной агрессии

ЕСПЧ – инструмент гибридной агрессии

Европейский суд продолжает подрывную деятельность против России даже после ее выхода из Совета Европы

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) 2 февраля 2023 г. опубликовал пресс-релиз, в котором объявил о намерении продолжать рассмотрение дел против России и обозначил принципы дальнейшего рассмотрения заявлений, которых, как он сообщает, 16 000 штук.

16 марта 2022 г. было прекращено членство России в Совете Европы (СЕ), ЕСПЧ сообщил о прекращении жалоб против нашей страны, что было вполне логичным, если учесть, что c выходом из СЕ прекращается юрисдикция европейского суда в нашей стране. А 17 марта 2022 г. была прекращена работа в суде судьи, представлявшего Россию, Михаила Лобова.

Но уже 22 марта 2022 г. суд возобновил принятие жалоб на Россию, несмотря на то, что наша страна приняла закон, на основании которого все решения, принятые после 15 марта, не имеют силы. Компенсации же по ранее принятым будут выплачиваться до 1 января 2023 г.

И теперь вот это удивительное решение ЕСПЧ. Но как рассматривать иски против страны, неподсудной Европейскому суду, в котором теперь нет российского представителя?

В релизе указывается, что это не беда, и, поскольку полномочия российского судьи прекращены, Суд будет назначать действующих судей от других стран в качестве …национального российского судьи (!) для рассмотрения конкретных дел против России. При этом подчеркивается, что поскольку Правительство РФ перестало вообще что-то писать в Суд, можно считать, что оно не возражает против такой практики (ведь, действительно, не возражает). А раз так, то ЕСПЧ намерен рассматривать дела в отсутствие позиции властей РФ, хотя и предупреждает, что это не значит, что заявители обязательно выиграют, поскольку судьи будут «критически оценивать представленные заявителями доказательства и аргументы». Но это вряд ли. Ведь даже когда российский судья и присутствовал в ЕСПЧ, большинство решений выносилось против нашей страны.

Итак, ожидают рассмотрения 16,000 жалоб против России. Из них около 12,000 будут рассмотрены по упрощенной процедуре комитетами из трех судей. Участия национального судьи, в данном случае — назначенного на место такового, в таких делах не требуется.

По сути дела, то, что происходит – самое настоящее мошенничество.

Структура, не имеющая полномочий (которые прекращены), продолжает именовать себя судом, разыгрывая некие спектакли с нарушением собственных правил, прекрасно понимая полную юридическую ничтожность принимаемых решений, которые даже рассматриваться не будут. Кроме того, эта структура сознательно обманывает заявителей, принимая на «рассмотрение» их дела, прекрасно понимая, что «решение» по ним не будет иметь силы и никогда не будет выполнено.

«В истории Совета Европы единственным относительно схожим со сложившейся ситуацией примером был выход Греции в 1969 году после установления в стране режима «Чёрных полковников». Эта отсылка даёт нам надежду, ведь в 1974 году после падения режима Греция вновь ратифицировала Европейскую Конвенцию по правам человека и вернулась в состав Совета Европы.

Вместе с тем, учитывая разницу в историческом и политическом контексте, в настоящее время невозможно спрогнозировать, когда такое возвращение для России станет возможным и с какими потерями для нас всех оно состоится», - проводит такую рискованную аналогию юрист секретариата ЕСПЧ Светлана Миронова, обращаясь к тем, кто подал иск к России, давая понять, что получение ими компенсации возможно только после свержения законной власти в России.

Деятельность данной структуры выходит далеко за рамки правосудия и защиты прав человека, превращая ЕСПЧ в инструмент гибридной войны против России и ее традиционных ценностей.

Российский сенатор Константин Косачев сообщил, что ЕСПЧ обнародовало 19 января 2023 г. постановление по жалобе ЛГБТ-активистов, поданной на Россию еще в 2021 г. Согласно ему, отсутствие в России подходящей формы регистрации однополых союзов представляет собой нарушение ст. 8 (право на уважение личной и семейной жизни) и ст. 14 (запрет дискриминации) Европейской конвенции по правам человека.

«ЕСПЧ не только грубо проигнорировал Конституцию России, которая определяет институт брака как союз мужчины и женщины (статья 72), но и мнение большинства россиян, не одобряющих однополые союзы», - прокомментировал решение, а вернее юридическую «пустышку» Косачев, обратив внимание, что в поддержку решения по делу «Федотова и другие против России» (содомитов) голосовали судьи из Армении, Албании, Румынии и Сербии, где отсутствуют легальные формы однополых союзов.

«Теперь это постановление Большой палаты ЕСПЧ будет иметь опасное прецедентное значение в деле навязывания другим странам европейских моральных и юридических ценностей», - полагает политик.

Но это угроза не для России, а для этих стран, что лицемерно голосовали за не имеющее силы для РФ, но являющееся прецедентом для них решение.

И это вовсе не единичная история. Большинство решений ЕСПЧ носят мало того, что подчеркнуто антироссийский, но и откровенно скандальный, абсурдный характер. Приведем несколько примеров таких вердиктов.

Так, в октябре 2010 г. европейский суд поддержал иск одного из вожаков российских содомитов Николая Алексеева, который пожаловался, что власти Москвы отказали ему и его единомышленникам в проведение гей-парадов в Москве в 2006, 2007 и 2008 гг. ЕСПЧ нашло в действиях московских властей нарушение ст. 11 (свобода собраний и объединений), 13 (право на эффективное средство правовой защиты) и 14 (запрещение дискриминации) Европейской конвенции о защите прав человека.

По мнению судей, запрет на проведение гей-парадов не был обоснован с точки зрения Конвенции, у Алексеева не было возможности эффективно оспаривать свои права на этот счет, а основной причиной запрета было негативное отношение властей Москвы к этим манифестациям, которые они считали поощрением гомосексуализма. При этом суд проигнорировал тот факт, что московские власти, помимо всего прочего, были вынуждены запретить эти акции во избежание массовых беспорядков и расправы возмущенных жителей столицы над гомосексуалистами, решившими устроить такую пропагандистскую акцию в центре Москвы.

Тогда сотрудники правоохранительных органов буквально выдернули Алексеева из рук возмущенных москвичей, спасая его от побоев, а возможно, и увечий. Но, несмотря на это, он пытался устроить провокации еще дважды, пока наконец его не оценили на Западе и он не получил гражданство Швейцарии. Но ЕСПЧ своим решением обязал российскую сторону выплатить провокатору, провоцирующему массовые беспорядки, 12 тыс. евро, а также возместить издержки в размере 17,5 тыс. евро.

Взялось ЕСПЧ в апреле 2012 г. рассматривать и «Катынское дело» о расстреле нескольких тысяч польских военнопленных в лесу под Смоленском. Напомним, что впервые об обнаружении массовых захоронений в Катынском лесу в 1943 г. заявил руководитель разведки германской группы армий «Центр» Рудольф-Кристоф фон Герсдорф. Гитлеровцы созвали международную комиссию из своих сателлитов и «нейтралов», вроде таких своих тайных союзников, как Швеция и Испания, которая провела «экспертизу» и заключила, что расстрелы произведены НКВД весной 1940 г. Примечательно, что территория перешла под контроль нацистов осенью 1941 г., но они сообщили об этих казнях только спустя два года, после Сталинградского разгрома. 

СССР отверг обвинения нацистов, а после освобождения Смоленска советскими войсками была создана комиссия Николая Бурденко, которая, проведя собственное расследование, заключила, что польские (а также советские) граждане были расстреляны в Катыни осенью 1941 г. немецкими оккупационными войсками. Надо признать, что советское заключение было более убедительным — все погибшие были убиты из германского оружия, а их руки были связаны немецким шпагатом.

Это заключение было официальной точкой зрения в СССР и странах соцлагеря, до 1990 г., когда руководство СССР в рамках «нового мышления» и кампании по очернению советского прошлого возложило ответственность на НКВД СССР. И вот, родственники жертв обратились в ЕСПЧ с иском к РФ, которая, по их мнению, не провели эффективного расследования в 40-ые гг., позволила подвергнуть поляков бесчеловечному обращению, не предоставляла информации о судьбе покойных родственников. Есть все основания предполагать, что они были найдены и сорганизованы на подачу заявлений некой структурой.

Но претензии их были столь очевидно абсурдными, что суд не слишком их удовлетворил. Суд пришел к выводу, что родственники заявителей должны считаться расстрелянными советскими властями в 1940 г. (основывая это решение на признании Горбачева-Шеварднадзе). Но он не вынес вердикта по виновности (или невиновности) Российской Федерации (!) в массовом расстреле поляков под Катынью. Такое обвинение выходило бы за рамки здравого смысла даже в западном понимании.

В январе 2017 г. ЕСПЧ вынес вердикт в пользу 45 граждан США, которые не смогли усыновить русских детей из-за того, что с 1 января 2013 г. вступил в силу «закон Димы Яковлева», запрещающий усыновление детей из РФ гражданами США. Напомним, что законодательный акт был назван в честь российского мальчика, трагически погибшего в приёмной семье США.

ЕСПЧ пришел к выводу, что РФ нарушила ст. 14 Конвенции о защите прав человека (запрещает дискриминацию) во взаимодействии со ст. 8 (гарантирует право на уважение частной и семейной жизни), и обязал выплатить истцам компенсации в размере €3 тыс. по каждой из жалоб. Кроме того, суд постановил покрыть издержки заявителей в размере $600.

Иными словами, Россия была признанной виновной за то, что отказалась отдавать своих детей в ту страну, в которой была лишена возможности отслеживать их дальнейшую судьбу.

В сентябре 2004 г. Европейский суд по правам человека официально признал олигарха Владимира Гусинского «преследуемым по политическим мотивам». Председатель правления владелец контрольного пакета акций ЗАО "Медиа-Мост", Гусинский был арестован по подозрению в мошенничестве 13 июня 2000 г. Следствие утверждало, что, создавая различные коммерческие объекты (включая ЗАО "Медиа-Мост"), он с помощью мошенничества передал вещательные функции от принадлежащей государству компании "Русское Видео" частной компании ООО "Русское Видео". Таким образом государственная компания лишилась 11-ого канала телевидения с оцененной стоимостью в $10 млн. 

ЕСПЧ постановил, что в ходе преследования Гусинского была нарушена ст. 5 (разумное подозрение) и ст. 18 (преследование по политическим мотивам) Европейской конвенции по правам человека. ЕСПЧ обязал РФ компенсировать 88 тыс. евро — расходы на процесс, однако возмещения морального ущерба мошеннику не назначил.

Множество обращений в ЕСПЧ было от северокавказских боевиков, сепаратистов, террористов и их родственников во время первой и второй чеченских кампаний, и в абсолютном большинстве случаев суд поддерживал эти иски. Широкую известность получило рекордное по сумме выплат о дело «Эсмухамбетов и другие против России». В его рамках 27 жителей села Коги на юго-востоке Чечни, недалеко от административной границы с Дагестаном, превращенного боевиками в опорный пункт и пострадавшего в ходе боевых действий 12 сентября 1999 г., сумели добиться вердикта, согласно которому ЕСПЧ присудил выплатить 41 000 евро первому заявителю, 39 000 евро второму и третьему заявителям и 38 000 евро каждому из остальных заявителей в качестве компенсации материального ущерба; 120 000 евро первому заявителю, 30 000 евро второму заявителю, 60 000 евро третьему заявителю, по 15 000 евро 13-му и 22-му заявителям и 10 000 евро каждому из остальных заявителей в качестве компенсации морального ущерба.

Зато иски жителей Донбасса по поводу их права на жизнь и имущества в условиях ударов со стороны ВСУ судом рассмотрены не были. В марте 2022 г. правозащитник из Донецка Сергей Ефремов констатировал, что ЕСПЧ с 2015 г. не принял ни одного решения по 5588 жалобам и искам (!), поданным жителями Донбасса. Под разными надуманными предлогами суд попросту отказывался их рассматривать.

Есть все основания констатировать, что ЕСПЧ — не просто целиком ангажированная структура, но и инструмент информационно-психологической агрессии против России, который продолжает применяться в гибридной войне против нашей страны, несмотря на ее выход из Совета Европы.