Бандеровский эпатаж Славоя Жижека

Бандеровский эпатаж Славоя Жижека

От философа к поборнику неонацизма

Славой Жижек (Slavoj Žižek) — известный словенский философ и культуролог, долгое время считавшийся довольно интересным и нестандартным мыслителем. Он пишет книги, колесит с лекциями по миру и даже побывал в России в 2012 г. В 2022 г. Жижек обрушился на Россию с уничижительной критикой в поддержку режима Зеленского и проповедует эту точку зрения до сих пор.

В интервью одному из украинских единомышленников Жижек назвал смехотворными заявления некоторых русских философов о разных системах морали в России и Европе и об особенном историческом пути России. Сын ортодоксальных коммунистов и ярый противник тоталитаризма, Жижек сегодня требует усилить НАТО и считает пацифистские настроения относительно войны на Украине недопустимыми.

Философия Жижека непримирима ни с правым, ни с левым радикализмом. Называя себя атеистом, который не говорит ничего плохого о Боге, Жижек говорит, что Украине лучше остаться экономической колонией Запада, чем стать частью новой Российской империи. При этом он не в восторге от колониальных практик западных государств, но согласен с ними мириться, лишь бы не видеть победы России над украинским неонацизмом.

После начала спецоперации ВС РФ по демилитаризации и денацификации Украины Жижек назвал Россию застарелой, смешной отрыжкой западной государственной модели ("an obsolete, laughable knock-off of Western statehood"). Денацификацию надо проводить в России, а не на Украине, заявил философ.

Жижек демонстрирует поразительное для человека его известности невежество в вопросах, о которых он берётся рассуждать. Он принимает за чистую монету мифы об искусственном характере голода на Украине в 1930-е гг. О том, что такой же голод был в других республиках СССР, в том числе в России, Жижеку, похоже, неизвестно. Он явно незнаком с работами знаменитого американского исследователя голодомора Марка Тоджера (Mark Tauger), который с опорой на архивные документы разгромил версию об искусственном характере голода на Украине настолько ловко, что проукраинское лобби в США добилось отмены его лекций в некоторых университетах.

"Я презираю Достоевского всей душой. Он — корень всех ужасов в русской культуре", - заявляет Жижек. Не отрицаем: Жижек — достаточно известная личность в интеллектуальной среде. Но до признанного мирового гения Достоевского ему далеко. Достоевский оказал влияние на многих европейских литераторов-лауреатов Нобелевской премии (Анре Жида, Томаса Манна, Эрнеста Хемингуэя, Альбера Камю и др.). Его влияние признавал Эйнштейн.

Шедевры Достоевского переведены более чем на 100 языков. Если Жижек хочет опровергнуть его гениальность, он должен опровергнуть мыслительные способности Эйнштейна, Манна, Кафки, Камю, Хемингуэя и ещё нескольких десятков литераторов с мировым именем, а себя провозгласить единственным понимающим и умным.

Жижеку нужно заявить, что чешская литература — это глупость, потому что её центральная фигура (Кафка) не разгадал убогость Достоевского, а Жижек разгадал. И американская литература — тоже дрянь, потому что её центральная фигура (Хемингуэй) был настолько глуп, что не разгадал убогость Достоевского, а Жижек разгадал. И французская, немецкая литература — тоже всё это тупость, потому что Манн, Камю, Жид не разгадали убогость Достоевского, а он, Жижек, разгадал. Короче, есть только Жижек, всё остальное — дрянь.

Сравнение, однако, будет не в пользу Жижека. Всё-таки Эйнштейн — это Эйнштейн, а Жижек — это, простите, просто Жижек. Один Жижек не перевесит коллективного гения Кафки, Хемингуэя, Камю, Манна, Фолкнера, Гессе, Пруста.

Жижек, слушая только себя, как тетерев на току, не знает о репрессиях киевского режима против инакомыслящих, убийствах неугодных политиков и писателей, бомбардировках мирных жителей Донбасса. Он не знает об Аллее ангелов в Донецке, где похоронены дети-жертвы украинской армии. Если Жижека поставить перед их могилами, сможет ли он так же безапелляционно восхвалять Зеленского и хаять Путина?

Жижек возомнил, будто он "помышлением ума всё потрясает". А на деле он настолько слеп, что не в состоянии разглядеть с близкого расстояния коричневую муть украинского неонацизма, сиречь бандеровщины. Так всегда бывает с теми, кто лезет туда, в чём он не разбирается.

Был когда-то оригинальный философ Жижек, но теперь вместо ярких мыслей он скармливает окружающим какую-то словесную жижу, проделав путь от философа к поборнику неонацизма и русофобии.