Владимир Вятрович. II. Идеолог украинского неонацизма
«Я отвечаю за процессы декоммунизации, собственно, как один из инициаторов этого закона, как руководитель Института национальной памяти», - такие вещи в интервью Вятрович произносит с очевидным удовольствием.
Он всегда сосредоточен, планомерно идет к цели и в вопросах оправдания украинства фанатичен. На каждом следующем карьерном витке он увеличивает свои возможности, и когда возникает шанс повлиять на ситуацию, он использует его для того, чтобы продвинуть вперед очередную часть своих русофобских планов.
Как уже упоминалось в первой части этого материала, в момент нахождения у власти Януковича историк-русофоб проявил благоразумие и уехал с Украины по приглашению Гарвардского университета.
Однако с началом «революции гидности» он уже был «на коне», выступал со сцены майдана и блистал подобными перлами: «В 1940-1950-е в подполье было хуже — ротация была не из-за временного ухода на работу, а из-за потери товарища навсегда. Поэтому прорвёмся!».
В марте 2014 г., после окончательной победы бандеровской хунты, Вятрович назначен директором «Института национальной памяти». Позже, в интервью депутату-провокатору Алексею Гончаренко он рассказывал: «Страны, которые прошли через коммунистическое прошлое, имеют одну общую черту — коммунистический режим всегда уничтожал всё, что касается национальной памяти. Соответственно, для того, чтобы возродилось это общее прошлое, нужно государственное вмешательство, поддержка, нужна специальная государственная политика, когда создаются специальные органы, один из которых — «Институт национальной памяти». В большинстве восточноевропейских стран такие учреждения есть. Литва, Чехия, Польша. Они по-разному называются, но в большинстве успешных посткоммунистических стран есть. Их нет в таких странах, как допустим, Белоруссия, где не собираются говорить о переосмыслении постсоветского прошлого, где все советские мифы продолжают существовать. Но мы же понимаем, в какой ситуации остаются Белоруссия и Россия».
При этом сотрудники УИНП, что называется, не смогли рассмотреть бревна в собственном глазу.
Отвечая на вопросы о нацизме внутри Украины, Вятрович интерпретировал ситуацию следующим образом: «Абсолютно убежден, что коммунизм и нацизм — эта два тоталитарных режима, которые одинаково преступны. Они несут ответственность за гибель на территории Украины миллионов людей, и один из важных аспектов закона о декоммунизации — это уравнивание этих двух режимов. Слава Богу, на Украине нет памятников нацистам и улиц, которые требовали бы денацификации. А вот декоммунизация нужна». Нужно понимать, что названия улиц вроде «Дивизии Галичина» с точки зрения современных украинских историков ничего общего с нацизмом не имеют. Тот факт, что «Галичина» была дивизией СС, их тоже не смущает.
Вот один из примеров такой логики. Вятрович рассказывает, как он относится к Роману Шухевичу, присягавшему на верность Вермахту и служившему в немецкой военной разведке: «Роман Шухевич был одним из тех людей, которые пытались использовать все возможности для того, чтобы построить независимую Украину. Да, тогда, в 1941 году, ему казалось, что немцы могут принести пользу как основной враг советского государства. Но когда стало ясно, что этого не будет, он перешел в подполье и создал УПА».
В 2016 г. Вятрович стал одним из главных двигателей закона о «декоммунизации» и связанных с ним инициатив. В тот период он охотно рассказывал телевизионщикам: «Закон о декоммунизации я воспринял как реализацию своих задумок, потому что был одним из его инициаторов и разработчиков. Мы думали, что Украина давно должна пройти все эти этапы, но, к сожалению, это затянулось на целых 25 лет. Но в этом году мы догоним все то, что нужно было сделать еще 25 лет назад. Буквально час назад Верховная Рада проголосовала за переименование еще 152 населенных пунктов, до этого их было 325, а вообще в плане — 3 700. Я убежден, что до 21 мая все населенные пункты, которые содержат коммунистические названия, будут переименованы. Точно так же сейчас происходит масштабное переименование улиц, тут счет идет уже на тысячи. Происходит демонтаж памятников. Буквально сегодня был демонтирован один из самых больших памятников в Запорожье. Это последний памятник Ленину среди областных центров, подконтрольных украинской власти».
Именно после появления подобных законов стали возможными, например, сносы памятникам бойцам Великой Отечественной или глумление над памятником Родина-мать в Киеве. Но в рамках хорошо освоенной им вывернутой логики он говорил: «Это не борьба с историческим прошлым. Мы не вычеркиваем советское прошлое, но расставляем точки над «i». Мы считаем, его нужно помнить, чтобы оно никогда не повторилось. А в памятниках и названиях улиц воплощаются те вещи, на которые нужно ориентироваться и повторять их, которые важны для граждан этого государства. Для украинцев это не должны быть те люди, которые убили миллионы украинцев за годы существования советского государства».
В 2018 г. институт, который возглавлял Вятрович, организовал в Киеве митинг-парад ветеранов ОУН-УПА (организация запрещена в РФ), которые «прошли через концлагеря»: «Мы опровергли мифы России о коллаборционистах-бандеровцах и показали, что тысячи ОУНовцев томились в нацистских лагерях смерти, потому что воевали за независимость Украины… Наша просветительская работа по развенчанию советских мифов приносит плоды. С 2014 года есть серьезные успехи, много молодежи присоединяется к празднованию 8 мая».
В марте 2019 г. Следственный Комитет РФ возбудил уголовное дело в отношении Вятровича с формулировкой «реабилитация нацизма ввиду отрицания фактов, установленных приговором Международного военного трибунала в Нюрнберге в отношении военных преступников».
В декабре того же года Вятрович стал депутатом украинского парламента, присоединившись к партии «Европейская солидарность». В этом качестве расширил свою деятельность, добавив к историческом аспектам еще и вопросы веры.
Когда был принят закон о запрете деятельности на территории Украины «религиозных организаций, связанных с Российской Федерацией», он отмечал: «Это решение не напрасно называют историческим. Этим решением, этим законом мы запускаем процесс решения серьезной исторической проблемы. Речь идет избавлении от церковной зависимости от Москвы, этой зависимости более чем 340 лет. Мы решаем очень глубинную историческую проблему. Ведь украинская независимость провозглашена в 1991 году, а тут процесс затянулся еще дальше. Законопроект, принятый вчера — это следующий, второй важный шаг после получения Украинной «Томоса» по утверждению как раз этой церковной независимости… Сразу после начала полномасштабного вторжения стало понятно, что Русская Православная Церковь используется Россией в качестве агентуры, пропагандистов, просто информаторов. Очень жаль, мы потратили много времени на совещания. Первые законопроекты на эту тему были зарегистрированы еще весной 2022 года».
15 марта 2024 г. Владимир Вятрович объявлен в розыск МВД РФ. Но пока что это никак не мешает ему продолжать направленную против России деятельность, оказывать влияние на образовательные процессы и прикладывать руку к тому, чтобы каждое следующее поколение украинской молодежи было еще боле русофобским, чем предыдущее.