Владимир Вятрович. I. «Стереть пятна крови с украинской истории»

Владимир Вятрович. I. «Стереть пятна крови с украинской истории»

Героизация преступников из УПА, чистка архивов в Киеве

«Наш календарь постепенно избавляется от несвойственных ему неукраинских праздников, от коммунистических дат. Это системно делается примерно с 2014 года. Например, был такой праздник, 7 ноября — мы, слава Богу, еще в 2000 году от него избавились. Вы уже, наверное, и не помните — это день большевистской октябрьской революции. Недавний из таких шагов — мы отказались праздновать день победы над нацизмом 9 мая, и теперь у нас будут праздновать 8 мая, вместе со всей Европой, а 9 мая отмечаем День Европы.

Что осталось? Есть еще для меня какой-то странный «День памяти 22 июня» по поводу начала немецкого наступления на Советский Союз. Какой смысл отмечать? Эта дата вписывается в чуждую нам концепцию «великой отечественной войны», а Вторая Мировая началась в 1939 году, а не в 1941.

Ну, и остается нерешенным и дискуссионным вопрос восьмого марта…», - знакомьтесь, это украинский националист Владимир Вятрович. С тем, какие у него цели и приоритеты, в принципе, уже ясно. Теперь немного биографических данных.

Родился 7 июля 1977 г. во Львове. О школьных годах вспоминал: «Да, я ведь учился в советской школе и был пионером. А в этой системе мальчики 23 февраля получали подарки, а 8 марта дарили что-то девушкам. Это также часть моей жизни. Нормальной я ее не считаю, ведь это остатки советских традиций… Я учился на Западной Украине как раз в момент больших преобразований. Они были стремительными: весной 89-го мы демонстративно срывали с себя пионерские галстуки, одевали сине-желтые значки и получили за это нагоняй от руководства школы. Нас вызывали на линейки, позорили. А в сентябре ситуация изменилась, и те же учителя, которые нас ругали, пришли на уроки в вышиванках».

Высшее образование получал на историческом факультете. В 2004 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме «Зарубежные рейды УПА в контексте реализации антитоталитарной национально-демократической революции народов Центрально-Восточной Европы».

Даже из названия работы видно, что речь идет о тексте, оправдывающем нацизм. До тех пор, пока в Европе русофобия не была главным мерилом того, что правильно, а что нет, подобные взгляды осуждались и там, в некоторых странах за ревизионизм — попытки переписать историю — даже сажали. До сих пор есть большое количество ученных, которые в свойственной им мягкой манере, чтобы не называть Вятровича отмороженным нацистом, говорят, что он не человек науки и занимается, скорее, «политической историей».

К моменту защиты кандидатской Вятрович уже был директором «Центра исследований освободительного движения» (в смысле — бандеровского), с 2004 г. стал руководить городской организацией «Пора», созданной специально для содействия первому государственному перевороту, «оранжевой революции».


Параллельно с «научно-исследовательской» деятельностью историк-нацист также занимался преподаванием в Украинском католическом университете, где вел дисциплину «Украинское освободительное движение 1920-1950 гг.» (опять же о запрещенных УСС, ОУН и УПА). Проще говоря, ковал кадры. Готовил базу для «великих свершений».

В 2006 г. он выпустил книгу «Отношение ОУН-УПА к евреям: формирование позиции на фоне катастрофы», в которой попытался реабилитировать участвовавшую в массовых карательных акциях ОУН, проигнорировав огромный массив исторической литературы. Этот же подход был использован и для других «исследований».


Тематика всего, о чем писал Вятрович, предсказуемо мрачная, оправдывающая неонацизм и бандеровщину. Причем делал это он настолько жестко, что умудрился стать персоной нон-грата и в России (в 2008 г.), и в Польше (2018 г.). На откровенно нацистскую подачу данных в работах львовского пропагандиста не единожды обращали внимание и иностранные исследователи. Например, профессор Парижского университета Дельфин Бештель относит Вятровича к представителям новой радикальной школы украинских историков, перед которыми правительство с момента прихода к власти Виктора Ющенко поставило задачу опровергнуть участие ОУН и УПА в холокосте на Украине.

В 2008 г. вышел на новый карьерный виток, вовремя двинув вперед концепцию лоббирования «голодомора» под названием «Украина помнит, мир признает». Такие «специалисты» были сильно востребованы в сформированном Виктором Ющенко государственном аппарате. Поэтому Вятрович из недавно сформированного «УИНП» (украинского института национальной памяти) был приглашен на работу в СБУ и стал директором отраслевого государственного архива СБУ в Киеве.

Здесь от банальной пропаганды он перешел к вещам более серьезным и откровенно преступным. Как утверждает американский историк Джаред Макбрайд, специализирующийся на исследованиях Движения сопротивления в годы Второй Мировой: «Был создан цифровой архив документов, доступный гражданам страны и иностранцам. Но, несмотря на это прогрессивное нововведение, подчиненные Вятровича убрали из архива все документы, которые могли выставить ОУН и УПА в негативном свете».

Очень интересно, что Вятрович имеет дурную славу именно среди иностранных специалистов-историков.

«Ученые из его коллектива публикуют подборки сфальсифицированных документов. Я знаю это, потому что видел оригиналы, делал копии, а затем сравнивал их записи с оригиналами», - рассказывал профессор российской и советской истории из Северо-Восточного университета Джеффри Бердс. На вопрос «Что удалено?» Бердс отвечает: «Любые материалы с критикой украинского национализма, с выражением недовольства и проявлениями разногласий в рядах руководства ОУН-УПА, разделы, где респонденты сотрудничали с властями и давали показания против других националистов, записи о кровавых злодеяниях».


«Мне было трудно работать в архиве Службы безопасности Украины, когда им руководил Вятрович, - сказал канадский ученый украинского происхождения Марко Царинник, который уже много лет занимается исследованиями украинской истории XX века. — У меня также есть доказательства, что Вятрович фальсифицировал исторические записи в своих публикациях, а затем искал различные поводы, чтобы не дать мне увидеть изобличающие его материалы».

В 2010 г., когда президентский пост занял Янукович, «исследователь» Вятрович стал меньше отсвечивать в СМИ, уехал работать в Украинский научный институт Гарвардского университета.

На самом деле за тот массив ревизионистских текстов и дезинформации, который Вятрович успел создать с 2002 г., его уже можно было привлекать к ответственности. Однако, судьба распорядилась иначе, и фашиствующий историк спокойно дождался следующего государственного переворота 2013-2014 гг.