Олег Скрипка. Полоумный баянист с кубышкой. Почетный боевик «Днепра»
В далекие мирные «2000-е», когда на большие музыкальные фестивали вроде «Крыльев» или «Нашествия» собирались и спокойно выступали группы как русские, так и украинские, «ВВ», они же «Вопли Водоплясова» нередко играли в блоке для хедлайнеров, получая не только весьма неплохие гонорары, но и искреннюю любовь русского зрителя.
Сегодня эти времена уже давно в прошлом, и вокалист «ВВ» Олег Скрипка не стесняясь заявляет: «Я хотел бы жить в полностью украиноязычной культурной среде. Вокруг себя я это реализую — я общаюсь с лучшими украинцами, я беру на работу в свой штат украиноязычных профессионалов. Если люди не владеют украинским, они имеют полное право искать работу в других краях».
Это, конечно, странная позиция для группы, которая даже название позаимствовала из названия рассказа Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели».
Олег Скрипка имеет за плечами вполне советское прошлое. Родился в 1964 г. в Таджикистане. Несколько лет вместе с родителями (мать — учительница, отец — врач) прожил в Мурманске и Кировске. Со временем семья переехала в Киев — внутри одной большой страны это было не сложно.
Играть на баяне и трубе Скрипка научился во многом самостоятельно. Музицирование совмещал с учебой в Киевском политехническом и даже немного поработал на одном из радиотехнических заводов столицы УССР. Поколение Скрипки во многом «ждало перемен», поэтому, согласно тогдашней моде на все «украинское-этническое», выстраивалась и музыкальная модель «ВВ».
Совершив несколько поездок по украинской глубинке, группа отправляется искать счастья за рубежом. До 1995 г. «ВВ» жили во Франции и вернулись на постсоветское пространство только перед выходом альбома «Музика». И кстати, сделать его известным помогли именно русские продюсеры. «Когда мы написали альбом «Музика», мне казалось, что одноименная песня из него будет самой крутой. Но один московский деятель сказал, мол, давайте лучше на «Весну» снимем клип, а на «Музику» потом. Я согласился. Это было спонтанное решение. Тогда в шоу-бизнесе украинском доминировала Москва. И все, что Москва скажет, так и будет, ничего случайно не происходило. Как ни странно, песня «Весна» была навязана Украине Москвой. Если бы этого не произошло, я бы с вами тут сейчас не разговаривал», - признался Скрипка в одном из интервью.
При этом он никогда не скрывал своей проукраинской позиции, поддерживал оба «майдана» — и в 2004, и в 2013 гг. После того, как состоялся государственный переворот в Киеве, Скрипка начал разрывать отношения с русской часть шоу-бизнеса. «Когда я жил во Франции, видел, как происходили французские антитеррористические акции. Они с террористами до самого последнего момента договариваются. И если уже невозможно, они действуют точно, минимум крови — и достигают цели. Когда война началась, в Крыму в первую очередь, украинцы должны были действовать наоборот. Надо было сразу надавать тумаков и выгнать «зеленых человечков». Я играл концерт в Донецке, ОГА была захвачена. Мы играли стрелецкие песни на сцене, и люди пришли в вышиванках, полный зал в Донецке. Мои друзья сказали, что в ОГА была пара десятков алкоголиков тогда. Когда надо — надо бить по морде. А когда не надо — надо избегать противостояния», - так вокалист «ВВ» вспоминает 2014 г. и свое последнее выступление в Донецке.
По теме «украинской мовы» его позиция стала и вовсе непримиримой: «Люди, которые не могут выучить украинский, имеют низкий IQ, таким ставят диагноз «дебилизм». Надо их отделить, потому что они социально опасны, надо создать гетто для них. И будем помогать им, как помогают людям с недостатками, на волонтерских началах будем петь им "Владимирский централ"».
Приведенная цитата в свое время вызвала большой и не очень полезный для Скрипки резонанс.
Но он твердо поддерживает украинский нацизм и считает это нормальным: «У меня с самого первого дня войны была четкая позиция — помогаем войскам, волонтерствуем, действуем, шлем вещи. По крайней мере, вся наша тусовка музыкальная делает это».
Известно также, что Олег Скрипка внесен в списки «почетных участников» карательного батальона «Днепр».
И нужно отметить, что слово у Скрипки не расходится с делом. Он создал собственный фонд и часть гонораров тоже направляет в поддержку ВСУ. Как отмечали украинские СМИ, в первый год спецоперации эта сумма составила больше € 1 млн.
«Путин себе присвоил все, связанное с Россией и русским языком. И теперь у всех современных людей на русскую культуру будет взгляд через призму Путина. И нужно теперь, чтобы много лет прошло. Мы с этим ничего не можем поделать. История с войной на Украине — это дело не только одного Путина, а многих тиранов и лжецов, которые нарисовали фейковую историю, и чтобы ее подтверждать, нужно постоянно врать себе… Это как человек с большим количеством комплексов. Если он в разладе с собой — он готов уничтожить весь мир», - так сегодняшний Скрипка комментирует свою русофобию.
Попутно он записывает подкасты на радио, проводит медитации и рассказывает в ютубе о колдунах-мольфарах и прочей бесовщине.
Иногда жалеет, что больше нет доходов от русского шоу-бизнеса: «У нас 80-90% доходов были от корпоративов. Три четверти концертов у нас были по России, это был наш основной рынок. Сейчас этого нет, и мы стали больше ездить по Украине и за границей. Намного больше. Корпоративов за границей практически нет… Украина побирается, в Украине стало намного меньше денег. А еще, учитывая, что, возможно, 2/3 наших концертов были в России, это был наш рынок, мы там работали, в России, в основном. Это была наша аудитория, как ни странно, хотя ни одного русского слова там не звучало, вся украинская программа была. Но украинский товар музыкальный продавался очень хорошо».
Но, как говорится — кто вам доктор?
А вот зарабатывать на русских стриминговых Скрипка не стесняется, и этот вопрос перед тем же «Яндексом» следует поставить вполне однозначно. Вот что рассказал украинский блогер Денис Гороховский: «Как вы наверняка знаете, в мире существует масса музыкальных стриминговых сервисов. iTunes, Spotify, Youtube music и так далее. Все они полностью легальны и платят музыкантам за каждое прослушивание. И, соответственно, контент туда попадает только с разрешения правообладателя. Так вот, прочтя очередное заявление Скрипки, я пошел посмотреть насколько ли он патриотичен на деле? И вы не поверите: его ансамбль ВВ размещается в том числе на российском сервисе Яндекс.Музыка. Причем вот даже свежий релиз намедни залили для российского слушателя. Так что новая методичка: брать деньги у Яндекса все-таки можно, главное — не петь по-русски. Слава Патриоту!».
Иногда жизнь ставит Скрипку перед сложными вопросами. И один из них: как сопоставить поддержку ВСУ и меры по мобилизации, которые применяются на Украине. Один из таких разговоров произошел в марте 2024 г.: «Дело в том, что я баянист. И спрашивать баяниста про мобилизацию — это немножечко как бы [неуместно]». Также он на всякий случай предположил: «Возможно, даже ФСБ так влияет на нашу мобилизационную систему, чтобы им потом иметь такую картинку, чтобы вкладывать потом эту картинку в определенные экраны».
С такими, как Олег Скрипка, все очень просто. Они давно и прочно выбрали сторону и не юлят в своей ненависти к России. Но есть подозрение, что на случай совсем уж плохой ситуации кубышка для жизни во Франции у Скрипки и его группы все равно заготовлена.