Светлана Маковецкая. НКО «Грани». Подрывная деятельность на западные деньги
Светлана Маковецкая — известная в Перми правозащитница, член президентского Совета по правам человека (СПЧ), основательница Центра гражданского анализа и независимых исследований («Грани»), который ведет борьбу с государством, маскируясь гуманитарными проектами.
Маковецкая считает себя одним из немногих уцелевших либералов в России и сотрудничает с бывшим профессором Высшей школы экономики Александром Сунгуровым, который готовит почву для государственного переворота, реализовывая на практике «молекулярную теорию» борьбы с Россией. Основной подход — вербовка «агентов-молекул», не знающих друг о друге, без выхода на центр. В одиночку они ищут сочувствующих, создавая ячейки («атомы»).
Маковецкая родилась 21 января 1963 г. в селе Беляево Пермской области. Окончила школу в Перми, получила два высших образования в ПГУ им. А.М, Горького — историческое и экономическое. Преподавала теорию и историю культуры, а в начале 1990-х, как утверждает Маковецкая, вдруг подумала: «Если я такая умная, то почему такая бедная?». И начала «реализовать свой потенциал».
В 1996 г. она стала директором Уральского агентства поддержки малых и средних предприятий. Параллельно ездила на стажировки в западные страны — Великобританию, Ирландию, США, Италию, Нидерланды, Францию и Бельгию. Училась там «независимому» анализу и «настройке государственных систем развития негосударственной деятельности», региональной политике и «управлению большими и малыми, межрегиональными и местными командами».
Поездки, а заодно и знакомство с западными спонсорами вылились в создание правозащитного центра «Грани». Маковецкая основала его в Перми в 2007 г., и он сразу активно занялся отстаиванием прав НКО в их борьбе с государством. Одновременно «Грани» стали ресурсным центром, в котором велось обучение тому, как надо быть НКО.
Таким образом создавалась целая сеть соответствующих организаций по стране. Параллельно проводились либеральные и правозащитные семинары: обрабатывалась преимущественно молодежь. «Грани» влезали в образовательные программы, представители центра участвовали в конгрессах и симпозиумах, по заказу западных спонсоров публиковали опросы общественного мнения, которые, естественно, свидетельствовали о диктатуре властей и угнетении граждан. «Я горжусь тем, что «Грани» — возможно, единственная некоммерческая организация в провинциальной России, которая по-прежнему функционирует как мозговой центр — в сфере дебюрократизации, результативности программ», - утверждает Маковецкая.
За подрывную деятельность этот «мозговой центр» в 2008-2012 гг. только по официальным данным два раза получал гранты от американского Фонда Чарльза Стюарта Мотта — на $180 тыс. и на $200 тыс. И это не считая неофициальных выплат — на электронные кошельки в биткоинах.
На эти деньги центр Маковецкой в 2008-2009 гг. «через свою межрегиональную Школу гражданской политики… объединил организации со всей России для предоставления рекомендаций по государственным реформам МВД и полиции», сообщалось в пояснительной записке американского фонда.
То есть, по указанию из Вашингтона «Грани» добивались определенных реформ в России.
В 2015 г. Минюст неожиданно включил центр Маковецкой в списки иноагентов. Поводом послужило письмо одного из жителей Перми. «Руководители центра "Грани" пытаются выставить нашу страну как несостоятельное государство, указывая на надуманные минусы, при этом не замечая плюсов положительной динамики развития общества. Подозреваю, что Запад через такие НКО, как пермский центр "Грани", пытается развалить нашу страну изнутри, организовывает акции неповиновения властям и "оранжевые революции"», - констатировал гражданин.
Минюст организовал проверку и установил наличие западного финансирования. Однако Маковецкая и ее сотрудники подняли шум, называя внесение «Граней» в иноагентский перечень политической постановкой, в то время как ее центр якобы не получает западных грантов. Судя по всему, Маковецкую выручили покровители, поскольку после скандала Минюсту пришлось отозвать свое решение.
Более того, основательница «Граней» продолжала состоять в государственных структурах: при губернаторе Пермского края, пермской Думе, министерствах, в правительственных комиссиях.
Однако в августе 2016 г. на сайте хакерской группировки DC leaks, которая известна тем, что публикует в открытом доступе письма высокопоставленных чиновников со всего мира, был обнародован архив внутренней информации фонда «Открытое общество» (запрещен в РФ) Джорджа Сороса, известного организатора государственных переворотов во многих странах. Согласно данным, фонд вел мониторинг российских правозащитных НКО на предмет вероятности их включения в число иностранных агентов, чтобы в обход закона осуществлять их финансирование, используя «гибкие механизмы».
На 2014-2017 гг. Фондом Сороса была разработана стратегия для работы в России Russia Project Strategy (RPS). Говорилось, что основная цель RPS — «создание плотного и широкомасштабного поля независимых субъектов гражданского общества», которые «в лучшем случае могут создать условия для демократического развития России [госпереворота], а в худшем — выжить в условиях драконовского законодательства». Поддержка «гражданского общества» в его борьбе с государством велась через адвокатов и экспертов, нанятых Соросом. За финансирование такие организации были обязаны критиковать национальные традиции России, Русскую Православную Церковь, поддерживать содомию и оппозицию под лозунгом защиты прав человека.
В представленных документах назывались ключевые партнеры Сороса, кроме того, в качестве репрезентативной площадки для критических дебатов и дискуссий рассматривался центр «Грани».
«Около 60% организационного финансирования центра "Грани" поступает из аналитических и исследовательских контрактов для клиентов, таких как ВШЭ. Данная работа по контракту обеспечивает организационную поддержку и финансовую устойчивость, а проектное финансирование поступает от международных и отечественных фондов (Фонд Форда (Ford Foundation), Мотта (Charles Stewart Mott Foundation), фонд "Открытое общество" (The Open Society Foundation), компания Evolution and Philanthropy company, а также агентство социальной информации (Agency for Social Information) и правительственные агентства (Пермское региональное и городское управление и российское Министерство экономического развития)», - цитировала DC leaks один из документов.
Однако публикация скандальной информации не стала ударом по карьере Маковецкой. Наоборот, с 2018 г. правозащитница состоит в СПЧ — консультативном органе при Президенте РФ. Сюда принимают исключительно по рекомендации сотрудников администрации главы государства, это ведомство рассматривает каждую кандидатуру.
Кроме того, Маковецкая — член двух правительственных комиссий (по экологическим правам, по экономическим и трудовым правам), входит в две рабочие группы (по вопросам пространственного развития и градостроительной политики, по вопросам здравоохранения и народосбережения). Также она является председателем правительственной комиссии по развитию институтов гражданского общества.
Не помешало Маковецкой и тесное сотрудничество с «Мемориалом» (признан НКО-иноагентом и ликвидирован). Весной 2023 г. правоохранители изъяли при обыске у правозащитницы всю оргтехнику и архив мужа, поскольку она проходила свидетелем по уголовному делу этой организации. Однако Маковецкая отделалась легким испугом.
3 мая 2024 г. в программе «Бесогон» режиссера Никиты Михалкова была показана запись с закрытой встречи Сунгурова с соратниками в Пермском государственном научно-исследовательском университете (ПГНИУ) в октябре 2022 г. Там при обсуждении деталей возможного государственного переворота отчетливо слышен голос Маковецкой. Она рассуждала о действиях «второго дня», который наступит после свержения действующей власти.
«Я с федеральной Государственной Думой работаю на уровне вот этих всяких комиссий, которые занимаются, как им кажется, улучшением деятельности НКО. Их там четыре комиссии в Совете Федерации. Это просто поехавшие умом люди, которые плохо понимают действительность. В нужный момент все, что нужно от них во "второй день", — их нужно изолировать от принятия решений максимально. Это да, для этого и нужны списки», - заявила Маковецкая, подразумевая перечень неугодных.
Когда во время встречи Сунгуров призвал активизировать деятельность по «правильному» перевоспитанию молодежи («Будем сеять, где прорастет — там прорастет»), то Маковецкая заметила, что это непростая задача. «Нас, либералов, осталось чуть-чуть да маленько», - пожаловалась правозащитница.
Однако она не намерена сдаваться. Финансирование на подрывную деятельность поступает, к тому же Маковецкая до сих пор не внесена в списки иноагентов, что облегчает задачу.