«Ротонда» на службе нацистов
3 мая 2023 г. в сети появилось интервью обвиненной в организации петербургского теракта Дарьи Треповой, взятое тг-каналом «Ротонда». Приводить его текст необходимости нет, достаточно отметить, что его очевидная цель — вызвать сочувствие к убийце военкора Максима Фомина (Владлена Татарского), как к «противнице насилия» и «жертве провокации». Большой вопрос, как ресурс смог взять интервью у подозреваемой, но его следует адресовать администрации СИЗО, в котором содержится Трепова. Факт в том, что данное интервью (подлинное или вымышленное ради хайпа) есть не что иное, как попытка оправдания терроризма.
И это не единственный материал такого рода на данном канале. 25 марта 2023 г. «Ротонда» предоставила трибуну вербовщику боевиков в террористическую организацию «Русский Добровольческий Корпус» – сбежавшему в Польшу Денису Михайлову. В ходе интервью Михайлов заявил о том, что не испытывает этических сложностей из-за того, что боевики убивают российских солдат. Также он сообщил о необходимости победить Россию военным путём.
Данный канал был основан летом 2016 г. петербургскими журналистами Ксенией Клочковой, работающей в издании «Фонтанка», и Марией Карпенко из издания «Коммерсант». Название ресурс получил от ротонды Мариинского дворца, в котором заседает Законодательное собрание Санкт-Петербурга.
В 2016-2021 гг. канал комментировал политическую жизнь Санкт-Петербурга с позиции внесистемной оппозиции, особенно концентрируясь на скандалах и слухах, связанных с деятельностью властей, освещал и пропагандировал протестные акции.
В 2019 г. Карпенко была уволена из «Коммерсанта» — за нарушение условий трудового договора: редакции не понравилось, что она работала одновременно и в «Ротонде». Карпенко постаралась подать это как «политические репрессии», благодаря раскрученному ею скандалу число подписчиков канала увеличилось с 6 000 до 15 000.
После начала 24.02.2022 г. Специальной военной операции ВС РФ на Украине канал занял ярую проукраинскую, антироссийскую позицию. Действия России по защите ЛДНР назывались в нем «военной агрессией». «Ротонда» активно пиарила антироссийские митинги проукраинских активистов, проходившие в центре Санкт-Петербурга.
Часть постов того времени была направлена на дискредитацию сотрудников правоохранительных органов путем распространения против них фейков. В частности, на канале утверждалось, что задержанных заставляли снимать нижнее бельё, а также, что им угрожали нанесением увечий, что оказалось выдумкой авторов постов.
На протяжении 2022 г. канал тенденциозно освещал уголовные дела в отношении лиц, занимавшихся распространением заведомо ложных сведений о деятельности Министерства обороны РФ. Часто выходили посты с критикой в адрес руководства петербургских школ, реализующих программы патриотического воспитания. Клочкова и Карпенко ведут целенаправленную компанию по дискредитации Евгения Пригожина и ЧВК "Вагнер" путем распространения порочащих их фейков.
Вскоре после начала Специальной военной операции Мария Карпенко эмигрировала в Грузию.
На канале доступна функция комментирования постов, что позволяет усилить антироссийскую направленность ресурса и даже вывести его в практическую плоскость. Комментарии оставляют украинские пользователи, которые часто призывают к противоправной деятельности на территории России, распространяют заведомо ложную информацию, в грубой форме критикуют российское руководство, а модераторы канала не удаляют подобные комментарии. Но при этом на «Ротонде» блокируют тех подписчиков, что требуют удалить противозаконный контент.
Иными словами, Карпенко и Клочкова даже не пытаются изобразить беспристрастность и вполне откровенно работают на стороне нацистской пропаганды. Они не раскрывают источники финансирования канала, отвергают наличие у канала инвесторов, но при этом располагают значительными денежными средствами, достаточными для привлечения к созданию постов сторонних журналистов, и даже для оплаты интервьюируемых. Такая практика у канала имеется. В частности, канал оплатил интервью некоему Виктору Зверко, которого выдал за бойца ЧВК «Вагнер».
«Ротонда» прошла с внесистемной оппозицией, чьих зарубежных хозяев она обслуживала, весь ее путь — от распространения дискредитирующих власть сведений до оправдания и пропаганды терроризма.