Биологическая оккупация Армении

Биологическая оккупация Армении

Американские лаборатории создают оружие против России в стране ОДКБ

В Армении зафиксирована вспышка кори впервые с 2007 г. Эксперты опасаются, что причина распространения заболевания — опасные исследования, которые проводятся в секретных биологических лабораториях под патронажем Пентагона. 

История проникновения американских специалистов в Армению началась после распада СССР. Бывшей советской республике, которая являлась одним из лидеров микробиологической науки СССР, достались огромное наследство и возможности по изучению особо опасных микроорганизмов и методов борьбы с ними. США не скрывали желания получить доступ к хранилищам культур микроорганизмов (около 14000 штаммов научно-производственного значения). Больше всего их привлекали наработки по выявлению и борьбе с распространением особо опасных инфекций в Кавказском регионе.

С середины 90-х гг. США получили полный контроль над армянскими базами эпидемиологических данных. В стране была введена разработанная американцами информационная система Epi info для сбора эпидемиологических сведений. Сотрудников армянских научно-исследовательских институтов привлекали грантами. Основными заказчиками исследований стали западные фонды.  

Процесс ускорился в 2008 г., когда Армения начала сотрудничество с Агентством по уменьшению угроз Министерства обороны США (DTRA). Ереван присоединился к Программе по снижению биологической угрозы (BTRP, Biological Threat Reduction Program), которая является частью оборонной «Биологической программы совместного участия» (CBEP, Cooperative Biological Engagement Program) с общим бюджетом более $2 млрд. Это подразумевало открытие в стране американских биолабораторий.

По определенному стечению обстоятельств вопрос о создании сети этих объектов начал активно обсуждаться на фоне эпидемии в Армении и Нагорном Карабахе африканской чумы свиней (АЧС). Этот вирус был завезен из Грузии, где на протяжении многих лет работали американские специалисты. Он спровоцировал атипичную форму заболевания и в дальнейшем распространился по Кавказскому региону, включая Россию. В РФ было зафиксировано более 500 вспышек АЧС, а экономические потери превысили 30 млрд рублей. Армения также столкнулась со значительным экономическим ущербом. В 2007-2008 гг. пришлось выбраковать 25 тыс. домашних свиней. Согласно исследованию специалистов Института молекулярной биологии НАН Армении, за несколько лет заболевание мутировало в хроническую форму.

При этом вирус АЧС — зоонозный, то есть передается от животных к людям. Неслучайно в Пентагоне его считают потенциальным биологическим оружием. АЧС уделяется повышенное внимание, поэтому в исследовании распространения вируса в Армении в 2017 г. принимали участие представители американской Pacific Northwest National Laboratory, которая находится в управлении Пентагона.

В 2009 г. из США поступил первый транш в размере $9 млн на создание двух лабораторий при министерствах здравоохранения и сельского хозяйства. В сентябре 2010 г. было подписано Соглашение о мерах по снижению биологической угрозы, согласно которому Армения должна передавать США образцы опасных патогенов, а также эпидемиологические данные. В 2011 г. службы государственного санитарно-эпидемиологического и ветеринарно-санитарного надзора по настоянию США внедрили электронную интегрированную систему наблюдения за заболеваниями (EIDSS) и электронную систему контроля над патогенными активами (PACS).

Число американских лабораторий росло. Центральная санитарно-эпидемиологическая лаборатория Министерства здравоохранения была модернизирована и переименована в «Национальный центр по профилактике и контролю заболеваний» (NCDC), который стал администратором систем EIDSS и PACS в Армении.

В 2016-2017 гг. на базе бывших противочумных станций были открыты офисы NCDC в регионах и началась работа над модернизацией. То же происходило в области ветеринарии, фитосанитарии и безопасности пищевых продуктов.

К 2018 г. сеть лабораторий в Армении включала семь объектов, три из которых расположены в Ереване — в NCDC, Государственной службе безопасности пищевых продуктов и инфекционной клинической больнице «Норк». Четыре объекта — в Иджеване (Региональная лаборатория NCDC), Гюмри («Центр по контролю и профилактике заболеваний»), Мартуни и Ванадзоре. К 2020 г. число биолабораторий увеличилось до 12. При этом объекты, где проводятся секретные исследования патогенов сибирской язвы, бруцеллеза, чумы, АЧС и туляремии, размещены возле жилых кварталов, рядом с детскими садами, площадками и школами.  

Помимо армянских специалистов здесь работают американские ученые, представляющие партнеров Пентагона и ЦРУ. Главный из них — CH2M Hill. По данным Федерального сайта закупок, в Армении эта компания по контракту до 2019 г. получила от DTRA $6 млн за обучение персонала и $50 млн на создание лабораторий. У CH2M Hill большой опыт: компания организовывала объекты в Грузии, Уганде, Танзании, Ираке, Афганистане и странах Юго-Восточной Азии. 

В Армении также работают специалисты Battelle Memorial Institute и Southern Research Institute, субподрядчиков компании Black & Veatch, которая управляет биолабораториями США на Украине, в Германии, Азербайджане, Камеруне, Таиланде, Эфиопии и Вьетнаме. 

Southern Research Institute с 2001 г. в интересах Пентагона исследует сибирскую язву. Battelle Memorial Institute сотрудничает с Министерством обороны США с 1952 г. и проводит испытания с использованием чрезвычайно токсичных химических веществ и патогенных биоактивных веществ для правительственных учреждений. Одна из совместных операций Battelle и ЦРУ — Clear Vision в 1997 и 2000 гг. Тогда ученые реконструировали бомбу с сибирской язвой времен холодной войны, чтобы изучить принципы распространения вируса после взрыва. С 2006 г. Battelle управляет биологической лабораторией в Национальном центре биозащиты и контрмер (NBACC) в Форте Детрик в штате Мэриленд. Этот объект известен своими страшными экспериментами. Согласно документам NBACC, биологическая лаборатория занимается оценкой технологии порошкового распыления, изучением угрозы аэрозольных токсинов и бактерий Burkholderia pseudomallei, которые вызывают мелиоидоз – острую лихорадку с самыми неприятными последствиями.

Курирует деятельность лабораторий в Армении представитель DTRA и сотрудник посольства США майор Эрик Ларсен, который имеет опыт работы в Молдавии, Азербайджане, на Украине.

К каким результатам приводит деятельность американских биообъектов в Армении? Приведем несколько примеров. В 2012 г. больница «Норк» при содействии Black & Veatch получила оборудование для тестирования вирусов сибирской язвы. Вскоре в стране произошла вспышка этого заболевания. Только по официальным данным Минздрава, заразились 52 человека, такого в Армении еще не было. «Так совпало, через несколько недель в армянское правительство начали поступать сообщения о больных с симптомами сибирской язвы из Гехаркуникской области на востоке страны. Под руководством специалистов Black & Veatch в инфекционной клинической больнице „Норк“ проверили пробы, используя новое оборудование — ELISA и PCR. Тесты оказались позитивными. Оборудование помогло дать точные результаты в течение нескольких часов. Раньше методы тестирования не были такими надежными и занимали дни», — сообщили в Black & Veatch. 

В 2014 г. в Грузии, Турции, Краснодарском крае, в Ноемберяне (на границе Армении и Грузии) были зафиксированы нетипичные для региона москиты. Тогда же стало известно, что «Центр Лугара» в Грузии занимается исследованиями комара-переносчика тропической лихорадки и вируса Зика, который вызывает генетические изменения у новорожденных. В 2016 г. в Тавушской области «завелись» азиатские тигровые комары, переносчики лихорадки денге, Чикунгуньи и вируса Зика. Также фиксировались случаи заражения туляремией. Это заболевание — еще одно потенциальное биооружие, исследования которого в Армении оплачивает Пентагон. Оно поражает опорно-двигательный аппарат, нервную, половую, лимфатическую системы и может привести к артриту, менингиту, энцефалиту, пневмонии и инфекционно-токсическому шоку. Пентагон серьезно рассматривает варианты его использования против людей с 1980-х гг. В 1981 г. американские специалисты сравнили экономическую эффективность трех сценариев возможного биологического нападения на большой город: 16 одновременных атак инфицированными желтолихорадочными комарами с земли и воздуха и аэрозольное нападение с распылением туляремии. Выяснили, что туляремия – самый экономный вариант: при убийстве 625 тыс. человек каждая смерть обошлась бы Пентагону в 29 центов.

DTRA свободно распоряжается полученными в Армении образцами патогенов, которые вывозит на Украину и в Грузию. Сотрудники американских лабораторий в этих странах постоянно контактируют с коллегами из Армении, проводя общие эксперименты. В 2015 г. два генома чумной палочки из Армении попали в распоряжение представителя Военного института исследований им. Уолтера Рида (WRAIR) в США и работника Центра им. Лугара Майкла Николича. 

На фоне поступающей информации в Москве обеспокоены деятельностью американских лабораторий в стране, которая входит в ЕАЭС и ОДКБ. При этом российские эпидемиологи так и не получили доступ ни к одному из этих объектов. «В 2020 г., например, когда объекты хотели посетить российские специалисты, в лаборатории объявляли об утечке и закрывали объект перед гостями. Подчищали. То же было в лаборатории им. Лугара рядом с Тбилиси — когда всю ночь там сжигали какой-то материал и выбрасывали в реку. Ситуация повторилась и у нас, в Армении, в апреле и июне 2020 г. На день закрывалась лаборатория. Хотя в случае реальной утечки патогена дезинфекция должна длиться месяц, а не один день», — рассказал международный эксперт по контролю зоонозных болезней и организации ветеринарного здравоохранения, лидер армянской коалиции «Единое здоровье» Григор Григорян.

Зато военные США продолжают свою деятельность по созданию биологического оружия, даже вопреки протестам самих армян. В июне 2022 г. в Ереване прошла массовая акция против американских лабораторий, но это не отразилось на работе объектов.