Сергей Мельничук. Командовал карателями батальона «Айдар»
Мало какие формирования ВСУ и других силовых структур, возникших за годы войны, которую Украина начала против Крыма, Донбасса, а со временем и всей России, могут по уровню жестокости перекрыть преступления, совершенные батальоном «Айдар», который орудовал на территории ЛНР.
Командовал этим подразделением Сергей Мельничук, родившийся в Житомирской области в 1972 г.
Как и многих «героев майдана», до событий 2014 г. Мельничука ничего особо не выделяло. Обычная биография: получил образование военного радиоинженера, с 1999 по 2004 гг. служил в ВСУ. Был начальником отделения сборки снаряжения ракет, заместителем командира, командиром технической батареи, заместителем начальника дивизиона, старшим инженером группы. Уволился по состоянию здоровья (на тот момент в звании майора).
До начала государственного переворота занимался бизнесом, занимал должность генерального директор ОАО «Материк-М».
Активное участие в делах свержения легитимной власти в Киеве начал принимать с весны 2014 г. Некоторое время являлся командиром «Самообороны майдана».
В апреле 2014 г. возглавил 24-й батальон территориальной обороны «Айдар» (по названию реки, протекающей на Луганщине). «Я помню, как уже в городе Сватово мы пытались отстоять будущее, как все-таки я достал пана Парубия и пана Пашинского, чтобы все-таки создать на базе ВСУ добровольческий батальон. Это был 24-й батальон территориальной обороны Луганской области. Именно в этот день сегодня был приказ о создании этого батальона», - вспоминал он в мае 2015 г.
Нацбат собирали из самых отмороженных националистов-добровольцев, в основном из западных регионов Украины. Но со временем там появились харьковские, луганские, днепропетровские бойцы и даже иностранцы, например, граждане Израиля и Швеции. Изначально в «Айдаре» было порядка 300-400 бойцов. Летом 2014 г. личный состав разросся до 1,5 тыс. человек.
«Я пропагандирую нацизм, террор, геноцид. При всём этом я не плохой человек. Моё оправдание: "Война ради мира"», - говорила неонацистка Вита Заверуха, проходившая службу в «Айдаре» (французский журнал Elle называл ее «украинской Жанной д’Арк»).
Еще одна «айдаровка», получившая известность в медиа — Надежда Савченко.
Расправы над пленными и гражданскими поражали даже боевиков из других нацбатов. «Наш хирург тогда получил прозвище «Доктор Смерть». Он подошел к сепару, который уже «отходил», начал рыться в своей сумке с лекарствами. Потом посмотрел на него и говорит: «Ну нет у меня для тебя лекарств» — и добил его из "калаша"», - подобные истории сами боевики охотно рассказывали журналистам.
Широкую и печальную известность батальон получил после взятия г. Счастье 17 июня 2014 г. Мельничук вёл себя здесь как хозяин, не подчиняясь ни военному, ни гражданскому руководству.
Первую базу «Айдара» на Луганщине разместили на въезде в село Половинкино, немного к югу от города Старобельска. Находящееся там здание колбасного цеха использовали в качестве тайной тюрьмы.
«Люди там подвергались всевозможным пыткам, издевательствам. В этих камерах сидевшие поливались холодной водой. От сырости могли возникать различные заболевания», - рассказывал офицер пресс-службы Управления Народной милиции ЛНР Антон Микужис.
Ополченец ЛНР Иван Маслов, прошедший через заточение в этих застенках, вспоминает о смерти товарища по бандеровскому плену: «Через две недели нас только начали кормить. И в один прекрасный день, на удивление, нам обычно один котел на двоих давали солдатский, а тут нам что-то расщедрились на два котелка. Я поел нормально. А у него к обеду начались галлюцинации, и где-то около двенадцати он умер».
Самым страшным помещением тюрьмы-коптильни была пыточная, которую боевики называли «процедурной». Здесь пленных истязали часами, и некоторых — до смерти.
«К нам привозили гражданских лиц с признаками насильственной смерти. Это убийства, в которых фигурировали сотрудники батальона "Айдар"», - свидетельствует судебно-медицинский эксперт Старобельского отделения судебно-медицинской экспертизы в 2014 г. Дмитрий Романчук.
В отдельных камерах коптильни националисты держали своих жертв. Через решетки тюремщикам было удобно наблюдать за заключенными и обливать их холодной водой. Каждая секция коптильни — размером 80х150 сантиметров, то есть, вытянуться в полный рост заключенному невозможно. Люди проводили там, скорчившись, месяцы. Зимой камеры не отапливались.
После начала СВО, в марте 2022 г. боевики бежали с места своих преступлений.
Сам Мельничук это время вспоминает без стыда, даже с чувством правоты. «Это не Европа. Здесь немного по-другому... Здесь война. Законы поменялись, порядки упростились... Если захочу, я могу вас прямо сейчас арестовать, надеть мешок на голову и запереть в подвале на 30 суток по подозрению в содействии сепаратистам», - так он комментировал заявления правозащитной организации Amnesty International.
«Айдар» орудовал не только в Счастье и Старобельске. Они оставили свои кровавые следы в Луганске, поселке Металлист, Стукаловой Балке, Рубежном, Северодонецке, Александровске, Юбилейном, минировали Луганскую ТЭС, отбирали гуманитарную помощь, которую направляли из Украины жителям подконтрольных Киеву территорий Луганской области. Похищали и пытали людей, расстреливали, грабили, насиловали, проводили рейдерские захваты предприятий.
На совести «Айдара» и зафиксированное убийство журналистов ВГТРК Игоря Корнелюка и Антона Волошина. Мельничук заявил, что тогда лично корректировал артиллерийский огонь: «Мне четко было видно, как в районе поста ГАИ собираются люди и периодически выходят на подмогу к тем, с кем я вел бой. Я видел только людей с оружием. Я позвонил артиллеристам на батарею и спросил, отмечен ли у них пост ГАИ, и попросил дать туда парочку пристрелочных снарядов. Они четко попали в цель. Позже таксист рассказывал, что 10-15 ополченцев погибло сразу. Но погибли и журналисты, которые там были. Я прямо говорю, что это не журналисты, а люди, которые незаконно прибыли в страну с целью собрать информацию в пользу другой страны. Они погибли во время боя… Да, команду на огонь артиллерии давал я».
Звукорежиссёр Антон Волошин погиб на месте, а корреспондент Игорь Корнелюк получил тяжёлое ранение и позже скончался в больнице. За причастность к этому убийству была осуждена наводчица Надежда Савченко, отследившая передвижение журналистов и передавшая их координаты командованию «Айдара».
Из сводок зафиксированных преступлений нацбата:
· 23 августа 2014 г. боевики ворвались в дом 82-летней жительницы деревни Александровка Александры Серовой, обвинив в связях с «сепаратистами» ее внука. Они устроили в доме стрельбу, тяжело ранив пенсионерку в живот. Спасая ее жизнь, медикам пришлось провести семичасовую операцию. Самому внуку удалось откупиться, отдав напавшим деньги и машину, которая затем была незаконно продана;
· 25 августа 2014 г. «айдаровцы» похитили 4-х проживающих в г. Новодружеске шахтеров, включая больного раком легких человека, проходившего курс химиотерапии. По словам инвалида, боевики батальона ворвались к нему в дом, угрожая оружием, бросили на пол и начали избивать, сломав челюсть. Затем его связали, замотали глаза скотчем и доставили во временно организованную «добровольцами» тюрьму, где уже содержались «от 12 до 15 человек». Он слышал крики тех, кого пытали в соседних комнатах. Больного мужчину отпустили лишь через несколько дней, забрав ключи от квартиры, бумажник, деньги и банковские карты. Другой задержанный мужчина, которого держали в тайной тюрьме Северодонецка, рассказывает, что похищенных заставляли петь гимн Украины и били тех, кто отказывался;
· в конце августа 2014 г. возле г. Старобельська члены «Айдара» выкрали на трассе местного предпринимателя, отобрав у него деньги, машину, мобильные и золотые украшения. Похищенному одели на голову маску и отвезли в гараж, где били его по почкам прикладами и топорищем, угрожая расстрелять в поле. А потом прямо спросили, сколько он готов заплатить за свое освобождение.
Параллельно Мельничук строил политическую карьеру. В октябре 2014 г. он стал депутатом от «Радикальной партии» Олега Ляшко. Однако, уже в начале февраля 2015 г. его исключили из партии «за действия, которые дискредитируют звание народного депутата Украины, и за нарушение присяги народного депутата Украины».
Начиная с 2015 г. даже украинская власть начала преследование «Айдара» по причине неподконтрольности и жестокости подразделения. 29 января 2015 г. Мельничук вывел свою гвардию на улицы Киева. Боевики перекрыли движение возле расположения Минобороны и начали штурм. Они высадили входную дверь и подожгли здание, после чего процедура расформирования подразделения была временно приостановлена.
В мае 2015 г. в РФ на Сергея Мельничука было заведено уголовное дело по нескольким пунктам ч.2 ст.105 УК РФ «Убийство», а Генпрокуратура Украины объявила около 400 боевиков «Айдара» в розыск.
Интересно, что в 2016 г. Мельничук задекларировал доходы и активы на общую сумму 1 трлн гривен, в то время как его депутатская зарплата составляла 73 000 гривен. Очевидно, что террор, развязанный в ЛНР, в том числе приносил отличную прибыль.
15 августа 2017 г. Сергей Мельничук открыл стрельбу из боевого оружия по жителям района Троещина в Киеве. Недовольство вызвало то, что горожане протестовали против превращения детского сада в его приемную.
В марте 2020 г. Мельничука задержали на границе Греции и Болгарии сотрудники Интерпола. Однако спустя два дня суд в Греции освободил его из-под стражи и отпустил. «Карточку Интерпола выставила Россия, и сейчас Интерпол будет задерживать. Для кого мы воевали, чтобы чума российская не пошла в еврозону?» - бахвалился преступник в своем «фейсбуке».
После начала СВО «Айдар», которому украинская власть простила все предыдущие нарушения закона, снова появляется в зоне боевых действий.
Преступления боевиков и основателя этого нацбата Сергея Мельничука, совершенные начиная с 2014 г., ожидают суда и приговора.