Леонид Кучма. I. Президент из 90-х на службе укронацизма
Так уж повелось, что недолгую историю Украины принято рассматривать через периоды президентского правления тех, кто ее возглавлял. Дольше всех, два полноценных срока, на этом месте провел Леонид Кучма. И многие до сих пор считают, что время с 1994 г. до начала первого «майдана» было относительно стабильным и безобидным. Но на деле именно тогда происходила подготовка к перенастройке Украины в режим форпоста нацистской идеологии, ведущего войну против России. Во многом это подтверждает и современное поведение Кучмы, который в некоторых интервью заявляет, что в стране все было и остается (!) правильно.
Вот, например, что он говорит о уже нелегитимном президенте Владимире Зеленском: «Я бы посоветовал ему просто с большей уверенностью делать то, что он делает. Зеленский за короткое время превратился не только в политика мирового уровня, а в настоящего лидера. У него сегодня такой опыт, которого нет почти ни у кого из его коллег-президентов. И он использует его правильно». И это — в ходе очевидно бесперспективной для Украины войны, которую можно было не начинать.
Итак, полное имя — Леонид Данилович Кучма. Родился 9 августа 1938 г. в Черниговской области. Отец, Даниил Кучма, работал лесником. В годы Великой Отечественной войны погиб на фронте. Мать, Прасковья, трудилась в колхозе и воспитывала одна троих детей.
После школы Кучма поступил в Днепропетровский университет на специальность инженера-механика, на физико-технический факультет. С 1960 по 1975 гг. он работал инженером, затем старшим инженером, ведущим конструктором, помощником главного конструктора ракетно-космического конструкторского бюро «Южное». Как специалист, он в разные годы занимался разработкой баллистических ракет, двигателей для луноходов «Блок Е», а также созданием межконтинентальной баллистической ракеты «Сатана».
С 1975 г. начал партийную карьеру. До распада страны, в которой он вырос и получил путевку в жизнь, оставалось 16 лет, и Леонид Кучма принадлежит к тому поколению номенклатуры, которое сдало СССР, не задумываясь.
В 1990 г. стал депутатом республиканского уровня.
До 1992 г. занимал пост генерального директора производственного объединения «Южный машиностроительный завод» в Днепропетровске.
С октября 1992 г. — премьер-министр Украины. Возглавлял государственную комиссию по проведению денежной реформы.
В декабре 1993 г. стал руководить Украинским союзом промышленников и предпринимателей.
В июле 1994 г. выиграл президентские выборы и стал первым лицом страны. Победные голоса ему дали регионы, которые принято было называть «юго-восток Украины». Тогда это, в первую очередь, были густонаселенные города, русскоязычные граждане которых ожидали выполнения предвыборных обещаний — стабильной жизни, мирных и дружеских отношений с Россией, утверждения статуса «второго официального» русского языка.
Но на самом деле листовки с правильными обещаниями — это одно. А в реальных намерениях сохранение нормальных отношений с Россией и права русских на Украине не входили даже в первую пятерку предвыборных интересов второго украинского президента (кстати, покойный ныне Леонид Кравчук обманывал точно так же).
Настоящими предвыборными приоритетами Кучмы были:
1. Построение суверенной демократической Украины.
2. Сильная исполнительная власть.
3. Принятие новой конституции страны.
4. Усиление полномочий местных властей в финансовой сфере (эта мера помогла развиться региональным мафиозным структурам).
5. Отказ от федерализации страны.
Во время второй предвыборной гонки в 1999 г. «пророссийская» риторика уже не сработала, но теперь за Кучму проголосовали западные регионы — они почувствовали, что он «свой парень».
Хотя словосочетания «национальный мир и согласие», «большой договор с Россией» и «взаимодействие двух братских флотов» в 1999 г. использовались более чем активно.
О первом президентском сроке Кучмы хорошо написал публицист Алексей Андреев: «К личным «достоинствам» Кучмы можно отнести абсолютную хитрость. Ведь не имея никаких результатов своего многолетнего труда, Кучма без труда привлек на свою сторону всю восточноукраинскую элиту. Стоит отметить, что в 1992 году еще приватизации не было, и крупный бизнес принадлежал государству. Чем же мог привлечь даже такой абсолютно хитрый и коммуникабельный, но полностью бестолковый хозяйственник таких же наемных хозяйственников, но в тот момент еще не собственников? Думаю, ответ очевиден — программой передачи крупного бизнеса в руки той самой восточноукраинской элиты».
Криминальную монополизацию украинской экономики в этот период признают даже киевские СМИ. «Экономическая стратегия Кучмы имела и еще одно последствие — становление системы, которую в Украине называют «олигархической». Несколько могущественных «кланов» (группировок крупнейших бизнесменов, накопивших свой первоначальный капитал в 1990-х) фактически монополизировали украинскую экономику, политику и СМИ», - пишет украинское издание Etcetera в статье, посвященной Кучме.
Так на финансовой и политической арене появились крупные олигархи — Ринат Ахметов, Игорь Коломойский, Виктор Пинчук и т.п.
Во многом 90-е — это период хитрого сидения на двух стульях. Например, 31 мая 1997 г. совместно с президентом России Борисом Ельциным был подписан «Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между Российской Федерацией и Украиной», а 9 июля того же года — «Хартия об особом партнёрстве Украины и НАТО». Документы совершенно разновекторные, и это противоречие со временем разорвало Украину.
Леонид Кучма, будучи человеком со старыми партийными привычками, за власть держался во многом инстинктивно, и это не странно. Удивляет другое — в интервью «Радио свобода», анализируя прошедшее время, он очевидно пожалел только об одной «ошибке» из 90-х: «То, как мы отказались от ядерного оружия и подписали Будапештский меморандум без настоящих гарантий безопасности от всех великих держав. Мы (и я, и предыдущая власть, которая и разрабатывала этот документ) оказались не готовы к тому, что в мировой политике такого уровня обещания могут быть пустыми, что возможны такие лицемерие и цинизм».
Вообще, как показало время, во внешнеполитических вопросах Леонид Кучма оказался настроен достаточно агрессивно, особенно, когда речь идет о России. Об этом — во второй части текста.