Ленур Ислямов. Агент турецкого влияния
За 10 лет активной фазы существования украинского экстремизма на территории этой уничтожившей себя страны возникло много различных «национальных батальонов». Один из них, имени Номана Челебиджихана, сформирован из крымских татар, не принявших русскую государственность и перешедших на сторону киевской хунты.
Выбор именно такого исторического примера весьма показателен — Номан Челебиджихан в конце XIX и начале XX веков выступал за самостоятельное крымско-татарское государство, но на политические консультации ездил, почему-то, в Османскую империю. Во время Гражданской войны, начавшейся после 1917 г., для всех националистических прохиндеев открывалось окно возможностей, пока центральная власть была слаба. Но Челебиджихан тогда не смог обыграть даже Петлюру и его Директорию.
Примерно то же самое представляет из себя деятельность Ленура Ислямова и созданного им батальона имени неудачника-сепаратиста. Будто в детской песенке: как вы яхту назовете, так она и поплывёт.
В своих интервью Ислямов звучит грозно: «Мы — тот ключ, который, когда откроется эта дверь, зайдет в Крым, как мы это видим, и должны будем те военные части, которые вышли — не буду называть, как они выходили, вышли из Крыма, не сделали то, что они должны были сделать тогда — защитить государственность Украины, а не спускать государственные флаги с воинских частей, а должны были защитить мирных граждан и должны были защитить Курултай и Меджлис, в том числе. Вот, кулаки у нас должны быть. Я за то, чтобы разговаривать с русскими с позиции силы», - заявлял он еще в 2017 г. Но силы на разговор с русскими, видимо, так и не хватило.
Ленур Ислямов родился в Узбекистане (г. Бекабада, 01.01.1966). Его родители, депортированные крымские татары, были врачами и прочили такую же судьбу для сына. Однако, закончив стоматологический факультет Ташкентского мединститута, он скоро оставил эту деятельность.
В конце 80-х, как и многие тогда, начал заниматься бизнесом, немалая часть которого была связана с Россией: Ислямов сотрудничал с «АвтоВАЗом», возглавлял узбекское представительство «Автопрома» и даже учредил в РФ несколько банков. Кстати, проблемы в русском сегменте деловой активности, многомилионные долги и невыплаченные кредиты со временем могли стать одной из причин внезапно проснувшейся русофобии.
Вторая вполне очевидная причина — административная обида. Ислямов много работал над упрочением своего авторитета и социального статуса в Крыму, в период с апреля по май 2014 г. занимал пост вице-премьера Совета Министров Крыма. Тогда он поддерживал инициативу по отделению от Украины. Но после снятия с должности мгновенно «переобулся», переехал в Киев, стал принимать активное участие в крымско-татарском меджлисе и выступать с речами о необходимости блокады Крыма. Важно, что эти «активности» проснулись сразу после визита на Всемирный конгресс крымских татар, состоявшийся в Стамбуле.
Вообще, роль Турции, вернее, сил, выступающих за создание халифата в пределах некогда существовавшей Османской империи, в жизни Ислямова очень заметна.
В годы так называемого мирного созидания будущий командир татарско-сепаратистского нацбата успел также создать небольшую медиа-империю — холдинг «Атлант-СВ». Туда входили телеканал «ATR», детский канал «Ляле», радио «Лидер» и «Мейдан». В 2015 г. работа телеканала «ATR» в Крыму была прекращена, но из Киева трансляции ведутся до сих пор, работает он в предсказуемо антирусской повестке с ориентацией на крымско-татарский сегмент аудитории.
Возможно, «Роскомнадзору» будет интересен факт, что с помощью спутниковой тарелки в Крыму до сих пор можно смотреть пропагандистскую продукцию, которую передает канал Ислямова.
Уголовная составляющая в жизни лидера мифических батальонов татарского сопротивления развивалась постепенно.
На первом этапе, в сентябре 2015 г., он позиционировал себя как координатора акции гражданского неповиновения русской власти в Крыму, озвучив следующие направления деятельности: продовольственная и энергетическая блокада полуострова, подготовка его морской изоляции.
А уже в ноябре 2015 г. начинался второй этап: от имени батальона, возглавляемого Ислямовым, был произведен подрыв опор линий электропередач «Каховка-Островское» и «Каховка-Джанкой», в результате которого были обесточены Севастополь и около 900 других населенных пунктов. Экономический ущерб от этого теракта составил 1,5 трлн рублей.
2 ноября 2015 г. следственный отдел Управления ФСБ по Республике Крым и Севастополю возбудил уголовное дело в отношении Ислямова, а 21 января 2016 г. он был объявлен в федеральный розыск.
В сентябре 2016 г. Ислямов «в честь годовщины блокады» выступил с угрозами: «24-го я всю Украину приглашаю, всех тех, кто были с нами, быть с нами в этот день. Маршем пройдем до русских, заставим всю их мощь собрать на границе — пусть они собирают там всех своих беретов и ждут. Потому что они не знают, что мы будем делать дальше. Пусть там собираются каждый день и ждут, что мы зайдем».
Тогда же он высказался на тему того, что Севастополь никогда не был русским городом, и не забыл вставить в речь рекламу своего батальона: «Я вообще Крым представлял по-другому, я был очень сильно удивлен, когда Севастополь - город русской славы, бла-бла-бла, и когда оттуда люди выезжали, они расстегивали рубашки, показывали нам тризубец и гордились тем, что они ходят там так. Они привозили нам продукты питания, технику – люди всячески нас поддерживают. На сегодняшний день у нас в батальоне есть люди из Севастополя, из города русской славы. Это абсолютно этнические русские. Севастополь никогда не был русским городом! Севастополь, да, недоволен был той властью, которую делал Янукович, но не Украиной».
В 2018 г. Ислямов потребовал от Порошенко признать Крым «крымско-татарской национально-территориальной автономией». Тогда он объявил нечто вроде ультиматума, срок которого истекал 18 мая 2018 г. (дата начала депортации крымских татар в 1944 г.).
Подобные действия — еще одно доказательство зависимости в первую очередь от турецкого лобби и его политических заказов.
В декабре 2020 г. Верховный суд Крыма признал Ислямова виновным в организации энергетической диверсии, создании незаконного вооруженного формирования и призывах к нарушению целостности России, приговорив к 19-ти годам колонии строгого режима.
Что же делал все это время странный батальон им. Челебиджихана? С одной стороны, декларируется, что помимо блокады Крыма его боевики принимали участие в АТО. Известно о получении потоков гуманитарной помощи от Турции в виде денег и униформы, связях с турецкими ультраправыми.
Но есть альтернативное мнение: широко разрекламированный крымско-татарский батальон существовал в основном на бумаге и использовался больше для попрошайничества, чем для настоящих боевых операций. Однако нет сомнений, что он неоднократно использовался как база для подготовки террористов и диверсантов.
По состоянию на январь 2016 г. (со слов Ислямова) батальон считался частично сформированным. Его численность составляла более 250 человек. Тогда он дислоцировался возле пограничного поселка Чонгар. «Мы — формирующийся батальон, пока мы, получается, еще вне закона. Батальон был создан лидерами крымских татар, но его создание заняло год. Русским выгодно нас отсюда убрать, вообще чтобы нас здесь не было. Русские хотят проложить мост, и этот мост мешаем проводить в том числе и мы», - говорил в этот период комбат.
23 января 2019 г. сотрудники ФСБ задержали крымчанина, который прошел спецподготовку в батальоне. Персонаж оказался довольно примечательным. По оперативным данным, он осуществлял личную охрану Ленура Ислямова. В частности, в ходе допроса выяснилось, что реальная численность «батальона» может составлять …шесть человек (!).
Получив финансирование на создание воинского формирования, Ислямов оборудовал лагерь, разбил палатки, а меджлис начал обзванивать «добровольцев», обещая, что там будут платить, кормить и одевать. В лагерь приезжали искатели легких денег и просто склонные к бомжеванию личности, но поскольку их никогда не было достаточно, список батальона для отчетности заполнили «мертвыми душами», а деньги на содержание методично воровали.
В пользу этой версии говорят и фотографии, на которых зафиксированная ситуация больше похожа на работу пункта обогрева, чем на жизнь воинского подразделения.
Когда началось СВО и жареным запахло по-настоящему, Ислямов попытался сбежать с территории Украины, однако был задержан турецким Интерполом.
Тогда планы татарского сепаратиста были скорректированы, и батальон имени Номана Челебиджихана вдруг появился под Артемовском. В апреле 2023 г. Ислямов даже записал ролик на фоне крымско-татарского флага: «Мы обороняем и защищаем нашу землю, но наш путь — это путь в Крым. И мы зайдем в Крым, зайдем в ближайшее время. Это будет неожиданно, но мы знаем, что в Крыму нас ждут».
Учитывая харизму Ислямова, его наверняка ждут во многих местах: и в службе по взысканию банковских долгов, и в Следственном Комитете, и в ФСБ, и в гостеприимных стенах ФСИН. Вполне возможно, что очередь ожидающих существует и в Киеве, и в Стамбуле. Ведь активность жизненной позиции крымского сепаратиста подразумевает большой круг почитателей.