Дмитрий Ярош. Пытал русских ополченцев и мирных жителей Донбасса

Дмитрий Ярош. Пытал русских ополченцев и мирных жителей Донбасса

Отморозка из «Правого сектора» не любят даже свои

В 2014 г., когда процесс гражданского противостояния обострился, Западу необходимы были люди, которые готовы подлить масла в огонь и начать настоящую войну. Одним из таких охочих до крови, идейно мотивированных террористов стал Дмитрий Ярош.

После завершения государственного переворота в Киеве он сказал, обращаясь к своим сторонникам: «Мы уже двадцать лет стоим на страже основополагающих принципов украинского национализма. Россия — это многовековой враг Украины. Пока существует Российская империя в какой-либо форме, настоящая независимость украинского народа невозможна. Сейчас намного легче вести националистическую пропаганду, чем это было 5-10 лет назад. Я горжусь тем, что имею честь возглавлять украинскую организацию им. Степана Бандеры. Мы с Вами не на словах, а на деле должны показать, что бандеровщина — это не вчерашний день, бандеровщина — это сегодняшний день и будущее. Подходит то время, о котором мы мечтали все последние двадцать лет. Поэтому желаю смелости вам, и пусть Божья Матерь поможет всем нам в этой борьбе. Потому что мы можем победить, мы должны победить, и мы победим!».

Дмитрий Ярош родился в УССР, в городе Днепродзержинске в 1971 г. До 16-ти лет в принципе не умел говорить на украинском языке.

В 1988 г. окончил среднюю школу № 24, после чего вступил в «Народное движение Украины», известное также как «РУХ». Служил в ракетных войсках в РСФСР и БССР. Также входил в одиозную «правозащитную» организацию «Украинская хельсинская группа», члены которой занимались написанием и отправкой юридических кляуз в международные суды и инстанции.


В 1993 г. в составе «Конгресса украинских националистов» (КУН) создал силовое крыло, позже превратившееся в отдельную экстремистскую организацию — «Тризуб» имени Степана Бандеры. Интересно, что в свое время на территории Канады и США КУН формировался из членов «Организации украинских националистов», в которую раньше входили Бандера, Мельник, Шухевич и другие коллаборационисты, сотрудничавшие с нацистской оккупационной властью в годы Великой Отечественной войны.

«Тризуб» приобрел известность, благодаря бандеровке Ярославе Стецько — вдове видного лидера ОУН Ярослава Стецько. Через ряд структур организация получала гранты от западных проукраинских организаций и имела выход на европейские и американские спецслужбы. Члены организации боролись за «украинское соборное независимое государство», руководить которым должен был некий «Национальный орден». Под ним нацисты подразумевали себя.

Особое внимание Ярош уделял развитию организации на Западной Украине, где для этого была наилучшая питательная почва. Известно, что глава СБУ Валентин Наливайченко лично курировал «Тризуб», благодаря чему его члены имели доступ к стрелковому оружию, обращению с которым обучались в специальных летних лагерях, которые «не замечали» украинское МВД и другие силовые службы.

В начале 2000-х Ярош получил диплом по украинской филологии в педагогическом университете Дрогобыча и опубликовал несколько пропагандистских работ: «Украинская революция: XXI век», «Слово к побратимам: прошлое, настоящее, будущее», «Путь нации».

Но до начала 2013 г. будущий лидер «Правого сектора» не фигурировал в медиа и был известен только в узких радикальных кругах.

В 2013 г. он принял участие в обустройстве палаточного городка протестующих, вышедших на «евромайдан». В ноябре на базе «Тризуба» возник «Правый сектор», активно привлекавший в свои ряды новых экстремистски настроенных участников протестов.


Ярошу начинают создавать реноме «правого Че Гевары», украинского «команданте». Интервью с ним публиковали многие журналы. Например, в американском «Time» зафиксирована такая реплика: «Наше отношение к русским так же, как и к другим представителям национальных меньшинств, вполне вписывается в методологию, предложенную Степаном Бандерой: братское к тем, кто вместе с нами борется за государственность украинской нации; толерантное к тем, кто признает наше право быть хозяевами собственной судьбы на своей земле; враждебное к тем, кто это право отрицает».


«Правый сектор» под руководством Яроша стал ударной силой, не подчинявшейся никому — ни сторонникам майдана, ни действующей на тот момент власти. Боевики участвовали в столкновениях с правоохранителями, захватили несколько зданий в столице, организовали оборону палаточного городка, проводили акции вне его. Руководители отряда предпочитали не называть своих имен. Они вышли из тени только тогда, когда посчитали, что политики либерального толка игнорируют националистическую повестку.

Уже в январе 2014 г. члены «Правого сектора» стали выдвигать ультиматумы не только Януковичу, но и руководителям майдана. 20 февраля 2014 г. они отказались соблюдать подписанное всеми сторонами перемирие и продолжили волну уличного террора, развязанную против «Беркута» и других силовых структур, пытавшихся защитить государство от действий радикалов. «Правый сектор» потребовал немедленной отставки президента Януковича. Неонацисты заявили, что готовы штурмовать Раду и административные здания. Кроме того, Ярош требовал распустить «Партию регионов» и «Коммунистическую партию Украины».


8 марта 2014 г. он выдвинул свою кандидатуру на досрочные выборы президента, внеся необходимый залог в два с половиной миллиона гривен. При этом в декларации, поданной им в ЦИК, значилось, что за весь прошедший 2013 г. он официально заработал 800 гривен. «В том случае, если я стану президентом, понятно, что я не буду президентом «Правого сектора». Но я командный игрок, и я всё сделаю для того, чтобы мои побратимы, которые прошли майдан, тоже заняли определенные должности», - говорил он в ходе дебатов на телевидении.

В предвыборной программе Яроша значились следующие пункты:

·       борьба с «российской агрессией» и «кремлевскими колонизаторами»;

·       повышение расходов на армию;

·       возвращение Украине ядерного статуса;

·       разрешение населению носить огнестрельное оружие;

·       учреждение должности «шерифов».

Провалившись в качестве кандидата в президенты с результатом 0,7% голосов, Ярош получил отступные — при поддержке олигарха Коломойского был избран депутатом Верховной Рады.

Большая часть его активности была направлена на территорию ДНР и ЛНР, где киевский режим объявил «антитеррористическую операцию». «В эти часы на востоке Украины, в частности в Донецке и Славянске, происходит повторение крымского сценария. Этот антигосударственный мятеж проходит при поддержке ряда представителей местной власти и при полном бездействии власти центральной, в частности МВД. Кремль рассчитывает на то, что сможет занять восточные области Украины, не встретив ни малейшего сопротивления со стороны киевской власти. В связи с ситуацией, которая сложилась, приказываю всем структурам «Правого сектора» провести полную мобилизацию и приготовиться к решительным действиям по защите суверенитета и территориальной целостности Украины», - писал он.

Ярош требовал от министра МВД Арсена Ававкова вооружить его нацбат «Правый сектор» (заявленная численность — 800 штыков). Он признавал, что для достижения своих целей на востоке Украины радикалы самовольно отнимают оружие ополченцев и похищают жителей Донбасса ради обмена на своих боевиков. При поддержке Коломойского штаб карателей был размещен Днепропетровске, а военная база — в селе Великомихайловка.


Ярош утверждал, что именно члены «Правого сектора» в ночь на Пасху, 20 апреля 2014 г., начали боевые действия под Славянском. Их заданием, поставленным Геннадием Корбаном, был захват радиовышки на горе Карачун. Оружие для этого было собрано с помощью криминальных кругов. При нападении на блокпост ополченцев на въезде в Славянск «Правый сектор» убил шесть человек. «У каждого ствола была отдельная история. У меня лично был АКСУ — короткоствольный, были и АКС обычные, но далеко не новые, а большинство — это были охотничьи карабины «Сайга». Было две винтовки снайперские, но не было ночных прицелов, и было мало патронов», - рассказывал Ярош в интервью изданию «Цензор.нет». Однако пройти дальше им не удалось, поскольку за этим последовала контратака.

В тот период в социальных сетях появилась фотография пленного ополченца Виктора Коробкина, которому боевики «Правого сектора» отрезали указательные пальцы.


23 апреля 2014 г. на пресс-конференции в Днепропетровске заявил, что не будет заниматься предвыборной кампанией, а сосредоточится на «борьбе с сепаратизмом». Тогда он и сообщил и формировании спецбатальона «Донбасс», боевики которого при необходимости вместе со спецслужбами Украины будут присутствовать на спецоперациях: «Я, как лидер «Правого сектора», считаю необходимым все силы нашего движения (политической партии, общественной организации, силового блока) направить на борьбу с московской агрессией, уничтожение врагов украинского народа — террористов и сепаратистов, возвращение под полный контроль государства Донецкой и Луганской областей и Крымского полуострова… Боевой дух бойцов на высоком уровне. Вот только перепуганная власть так и боится давать нам оружие. Воюем тем, что Бог послал ...При этом уверены, что Победа будет за нами!».


Накануне референдума 11 мая 2014 г. «Правый сектор» захватил здание городской администрации Красноармейска. В результате устроенной ими стрельбы один человек был ранен, еще один — убит на месте. На следующий день от полученных ран в больнице скончался еще житель города.


Уже летом 2014 г. действия «Правого сектора» подверглись критике даже украинских представителей власти. Особенно острым оказался конфликт с Аваковым. Кроме того, «Правому сектору» было предложено перевести свои вооружённые формирования под контроль министерства обороны Украины, однако «Правый сектор» от этого отказался. Сподвижники Яроша «отличались» на фронте любовью к контрабанде, пьянкам и дебошам и немотивированному насилию.

Позже, после того, как с участием «Правого сектора» произошла криминальная разборка в Мукачево, где имел место конфликт за передел сфер влияния на рынке контрабанды, расследования деятельности «Правого сектора» потребовал даже Петр Порошенко, до этого закрывавший глаза на любые преступления националистов.


В 2014 г. Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело в связи с обращением Яроша к боевику Доку Умарову, размещенным в соцсетях неонациста. В тексте поста Ярош призывал террориста «поддержать Украину в борьбе с Россией»: «Украинский народ и народы Кавказа объединяет совместно пролитая кровь. Много украинцев с оружия в руках поддерживало освободительную борьбу чеченского и других кавказских народов. Теперь настало время поддержать Украину! Как лидер «Правого сектора», я призываю Вас активизировать свою борьбу. Россия не такая сильная, как кажется. У вас сейчас есть уникальный шанс победить. Воспользуйтесь этим шансом!».

В 2014 г. прокуратура Крыма также открыла уголовное производство в отношении Яроша. «Крым был и остаётся украинским. Для того, чтобы вернуть Крым, необходимо развязать там партизанскую войну, используя крымско-татарский фактор», - говорил он в одной из своих предвыборных речей.

Также руководитель «Правого сектора» был объявлен в розыск Интерполом, но в 2016 г. его розыскная карточка неожиданно «потерялась».

В 2015 г. после ранения в донецком аэропорту и последующей госпитализации Ярош заявил, что покидает руководящий состав созданной им организации и открывает общественную инициативу «Гражданское действие Яроша» и военизированное формирование «Украинская добровольческая армия». «Хотим объединить патриотически настроенных националистов, национал-демократов, либералов и других.  «Правый сектор» — это чисто националистическая организация, а нынешняя ситуация в Украине, которую я всё же склонен рисовать в черных тонах, требует всеобщего объединения патриотов разных идеологических взглядов… В основу движения мы всё равно внесём основные постулаты идеологии украинского национализма Степана Бандеры», - так он комментировал свои новые инициативы.

В марте 2017 г. фигурировал в Николаевской области, где также руководил этническими зачистками: «Я по приглашению главы ОГА прибыл в область, чтобы ускорить решение злободневных вопросов, в том числе связанных с обороной. У вас, к преогромному сожалению, присутствуют разные сепаратистские организации, пророссийские организации. Прибыл, чтобы не дать им высунуть голову, а в случае необходимости — эту голову отрубить».


В ноябре 2021 г. Ярош назначен советником главкома ВСУ Валерия Залужного. К этому же периоду относится его активность, направленная на принятие закона, который позволил бы расстреливать нарушителей государственной границы Украины: «По моему мнению, в сложившейся ситуации необходимо срочно принять закон об уголовной ответственности за незаконное пересечение государственной границы. Украинские пограничники, полиция, Национальная гвардия должны иметь право на применение всех, без исключения, средств огневого и другого поражения по нарушителям».

С момента начала СВО Дмитрий Ярош постоянно находится в Днепропетровской области, наблюдая за фронтом, выполняя функции консультанта и советника. Можно не сомневаться в том, что взгляды и действия основателя нескольких террористических организаций не стали мягче. Так, например, обстрелы Херсона он приветствовал: «Это наша украинская земля, и если так надо, то будем обстреливать».


Также совершенно очевидно, что об огромном количестве преступлений, совершенных «Тризубом», «Правым сектором» и «Украинской добровольческой армией» мы просто не знаем, поскольку Ярош привык работать в тени и не брезговать никакими методами в достижении целей.