Андрей Цаплиенко. Красивые истории о некрасивой войне

Андрей Цаплиенко. Красивые истории о некрасивой войне

Автор пропагандистских мифов для Украины и Запада

В украинском сегменте можно найти много публичных людей, которые до начала войны казались абсолютно нормальными, даже в чем-то симпатичными. Из тех, о которых потом говорят: «Ну как же так, ведь такие хорошие репортажи выпускал...».

Один из ярких представителей этой тенденции — журналист Андрей Цаплиенко. В 2000-е, за десяток лет до начала государственного переворота в Киеве, его воспринимали как талантливого путешественника и военкора, почти как «трэвэл-блогера». Во многом, конечно, такой образ был продиктован наивностью людей, которые не понимали, что украинская система постепенно ведет их на заклание. И похоже, что сказочник Цаплиенко занимался этим вполне сознательно.

Он родился в Харькове 12 октября 1968 г.

В 1985 г. поступил на актерский факультет Харьковского университета искусств имени Котляревского.

С 1987 по 1989 гг. служил в армии, после чего устроился работать осветителем на харьковском областном телецентре.

С 1992 г. — телерепортер на ТРК «Орион». Вел программы «Буря в стакане», «Чудное мгновенье».

Жизнь Цаплиенко изменилась после прохождения учебы в Швеции, куда он ездил в город Кальмар на курсы повышения квалификации журналистов FOJO. Сразу после них он сначала перешел работать на «Приват ТВ», а потом переехал в Киев. Там устроился на канал «Окна», но достаточно быстро переключился на съемку военных репортажей для телеканала «Интер». Работал в Афганистане, освещал многие конфликты, включая войны в Македонии, Ираке, Кот-д'Ивуаре, Непале, Шри-Ланке, Южной Осетии, Кашмире, Либерии, Бурунди, Колумбии. Все это как бы готовило сознание украинцев к тому, что скоро репортажи о войне в одной из стран третьего мира начнут сниматься уже здесь, не отъезжая далеко от Киева.


В марте 2014 г. Цаплиенко поехал в Крым, где пытался снимать информационные фальшивки, однако, вместе с коллегами был выдворен с территории полуострова. «Не верилось, что в Крыму, который мы все любили, где чувствовали себя как дома, занимались охотой на журналистов. Позже я слушал аудиозапись украинской разведки, которая записала переговоры тех, кто за нами охотился. И был удивлен тем, что на нас охотились таксисты, которые докладывали ФСБ-шникам и крымскому «Беркуту». Позднее я понял, что это была система, которая включилась и любой ценой хочет отнять Крым», - такой вариант воспоминаний предлагает нам Цаплиенко.


Умение «душевно закосить под дурачка» — испытанный ход в его творческом арсенале. Немного позже с таким же пафосом он напишет о войне в Донбассе свою «Книгу перемен».

«У меня есть очень хороший мой товарищ, который живет под Киевом, до войны он был состоятельным бизнесменом, очень мирным, добродушным, хлебосольным человеком, и я даже представить себе не мог, что однажды он наденет военную форму. Я увидел его под Дебальцево, когда он только вышел из окружения. И когда его бойцы обратились к нему, называя его не «Игорь», а «командир», это звучало очень сдержанно и с большим уважением к нему.  Я понял, что человек очень изменился, и тут родилось название книги: «Книга перемен». В издательстве меня спросили: «А где же в названии война?». Я ответил: «Ни слова о войне в названии не будет, потому что главное, что с нами произошло, — перемены, которые продолжаются». Если у нас будут силы измениться, мы сможем победить в этой войне. К слову, тот мой товарищ обещал бойцам, что выведет их из окружения и в субботу поведет в баню. Это обещание держало их неделю, но из окружения вышли все, хотя было много раненых. Он вывел из окружения и героев, и труса, которого сначала хотел расстрелять. Он пообещал всех своих людей вывести из окружения и выполнил обещание, дав человеку шанс изменить себя», - так вот просто, в духе «оно само», Цаплиенко строит многие свои репортажи и тексты.

И все бы хорошо, но ведь пишет он со стороны, которая сознательно развязывала войну.

Это ведь Киев ввел войска в Донбасс и начал обстреливать города. И приехавший оттуда же, из столицы страны, повернувшей оружие против собственных граждан, журналист Андрей Цаплиенко знает это. Знает, но делает вид, что все не так.


Особенно цинично это выглядит, когда в 2021 г., накануне подготовки Киевом вторжения в ДНР и ЛНР (вспомните, из-за чего началась Спецоперация ВС РФ на Украине) вдруг высказывается: «Все мы знаем о том, что Россия с особой циничностью обожает убивать украинцев, причем делать это любит исключительно на Рождество, на Пасху и в День независимости».

О себе в этом контексте он пишет, как о человеке, внесенном в некие «черные списки Путина»: «За несколько дней до вторжения на меня вышел представитель вооруженных сил союзной державы, одной из тех стран, которые поддерживают Украину. Он – достаточно высокопоставленный представитель, и он сказал мне, что я якобы в «расстрельном списке» Путина. Я знаю, что существовал такой список, в него входили политики, украинские военные журналисты, активисты, какие-то лидеры общественного мнения, которые должны быть немедленно задержаны либо быть уничтожены и казнены в первые же часы после того как Россия собралась захватить Киев. Западный военный мне сказал, что мне «повезло» оказаться в этом списке».

И в этом же духе он продолжает «поддерживать градус», сохраняет тонус зрителей своих репортажей и подписчиков телеграм-канала с названием «Украина сражается». «У меня не было никакой уверенности, устоит ли Киев, я – не разведчик, и я не обладал достаточным количеством информации, какой тактики будет придерживаться украинская армия, но я точно знал, что, когда русские зайдут, в них будут стрелять буквально из каждого окна. Я хотел быть частью этого сопротивления. К счастью, украинская армия выбрала очень правильную и продуманную стратегию, и скажем так — «Киевскую операцию» россияне проиграли, украинцы ее сорвали, выгнали их из Киевской, Сумской, Черниговской областей. Война превратилась в то, что мы сейчас имеем, и, конечно же, этот «расстрельный список» Путина сейчас потерял какое-либо значение. На данный момент все украинцы находятся в «расстрельном списке» Путина. Потому что его не устраивает существование украинской нации и украинского государства».


Из некогда талантливого журналиста Андрей Цаплиенко превратился в репродуктор мифов о «зверствах России и кровожадного Путина». «Этот маньяк, который сидит в Кремле, действительно поставил себе задачу уничтожить Украину, она ему давно стоит поперек горла. И вот наконец-то он решил с нами покончить, но это у него, конечно же, не получится».

Очень похоже, что он купил «билет в один конец» еще тогда, когда после учебы в Европе полетел вверх по карьерному треку. Но поскольку нужен он был только затем, чтобы подготовить Украину к войне с Россией, задача Цаплиенко уже практически выполнена, как и большого количества его коллег, приложивших руку к тому, чтобы поставить на рельсы процесс нацификации сознания граждан Украины.

Дальше — поражение и ответственность за содеянное. Даже если об этом не писали в контракте.